Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Она оплачивает услуги специализированных изданий (СМИ) на участие в их профессиональных рейтингах. Организация оказывает услуги в области бухгалтерского учета, аудита, налогового консультирования. Тем самым участие организации в рейтингах специализированных изданий (СМИ) связано с ее основной, приносящей доход деятельностью. Можно ли учесть данные затраты в расходах при применении УСН?

Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Она оплачивает услуги специализированных изданий (СМИ) на участие в их профессиональных рейтингах. Организация оказывает услуги в области бухгалтерского учета, аудита, налогового консультирования. Тем самым участие организации в рейтингах специализированных изданий (СМИ) связано с ее основной, приносящей доход деятельностью. Можно ли учесть данные затраты в расходах при применении УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенных обстоятельствах организация при применении УСН вправе учесть в составе расходов оплату услуг специализированных изданий (СМИ) на участие в их профессиональных рейтингах, в частности, в составе расходов на рекламу.

Обоснование вывода:
Расходы, учитываемые в целях налогообложения налогоплательщиками, применяющими УСН, ограничены перечнем, приведенным в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В частности, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении УСН налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
При этом согласно абзацу 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Иными словами, расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Кроме того, расходами могут быть признаны, если и не любые затраты (как для целей налогообложения налогом на прибыль организаций), но обязательно произведенные в рамках деятельности, направленной на получение дохода (абзац 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, как установлено абзацем 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы, указанные в том числе в пп.пп. 9-21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются в порядке, предусмотренном, в частности, ст.ст. 264, 265 НК РФ, для исчисления налога на прибыль организаций.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций, предусмотрены "расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ".
В свою очередь, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к ненормируемым расходам на рекламу отнесены, например:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати и т.п.);
- расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию об оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Помимо приведенных определений рекламных расходов, в правоприменительной практике широко применяются определения терминов, данных в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Например, п. 1 ст. 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В свою очередь, объектом рекламирования согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе могут выступать как сам товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, так и изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром же здесь понимается как непосредственно продукция, так и работы, услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).
По нашему мнению, учитывая приведенные нормы Закона о рекламе, под рекламой можно понимать любые публикации, которые направлены на поддержание интереса к самой компании или к оказываемым ею услугам при условии, что информация адресована неопределенному кругу лиц. Таким образом, расходы на участие в публикуемых в журнале (с определенной специализацией) рейтингах в полной мере могут быть отнесены к расходам на рекламу.
В частности, в письме от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63 специалисты Минфина России признали возможным учесть в целях налогообложения при применении УСН расходы, связанные с размещением информации о деятельности организации (организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, режим работы, перечень выполняемых работ, услуг и т.п.) в базе данных телефонной справочно-сервисной службы, поисковых порталах и электронной почте. Аналогичные выводы содержаться в письме УФНС России по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/04158@.
Учитывая приведенные разъяснения официальных органов, полагаем, что публикация в профессиональном издании информации о компании с присуждением определенного ей рейтинга в большей мере соответствует понятию рекламной информации, нежели доведение до неопределенного круга лиц исключительно справочной информации. Таким образом, расходы организации на участие в платных рейтинговых конкурсах профессиональных изданий в полной мере отвечают определению расходов на рекламу.
Здесь же, однако, считаем необходимым отметить, что в ряде случаев специалисты Минфина России рассматривают услуги рейтинговых агентств не в виде расходов на рекламу, а в качестве, например, расходов на юридические и информационные услуги (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходов на консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ) или прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). На это указывается, в частности, в письмах Минфина России от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27536, от 04.08.2009 N 03-03-06/2/149.
Главой 26.2 НК РФ близкие по аналогии расходы предусмотрены:
- пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ - расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
- пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ - расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие).
В связи с этим считаем наименее рискованным учитывать в составе расходов оплату за участие в рейтинге, если договором предусмотрена публикация соответствующего рейтинга в СМИ, с указанием сведений о компании (налогоплательщике).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

29 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.