Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП прекращает свою деятельность и планирует создать ООО, при этом он хочет перевести большую часть работников в ООО. Часть работников, которые трудятся у ИП, планирует уволиться по собственному желанию и устроиться на работу в ООО. При этом один из работников является временно пребывающим на территории РФ гражданином Таджикистана (не является высококвалифицированным специалистом). Необходимо ли извещать об этом трудовую инспекцию или какие-либо другие инстанции? Если это сделано не было, какие санкции могут быть наложены на организацию?

ИП прекращает свою деятельность и планирует создать ООО, при этом он хочет перевести большую часть работников в ООО. Часть работников, которые трудятся у ИП, планирует уволиться по собственному желанию и устроиться на работу в ООО. При этом один из работников является временно пребывающим на территории РФ гражданином Таджикистана (не является высококвалифицированным специалистом). Необходимо ли извещать об этом трудовую инспекцию или какие-либо другие инстанции? Если это сделано не было, какие санкции могут быть наложены на организацию?

 1. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом (ст. 80 ТК РФ). Также в рассматриваемой ситуации возможно увольнение работников по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). В любое время после увольнения лицо вправе трудоустроиться к другому работодателю. По общему правилу законодательство не обязывает работодателя (ИП, ООО) уведомлять о таком решении работника (равно как и о самом факте увольнения) какие-либо государственные органы.
В то же время из вопроса следует, что трудовые отношения прекращаются, а впоследствии возникают также с иностранным работником. В этой связи необходимо учитывать следующее: обязанности работодателя, у которого на территории РФ трудится работник, являющийся гражданином иного государства или лицом без гражданства, определяются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) и ТК РФ с особенностями, установленными его главой 50.1.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора.
При этом отметим, что с 1 января 2015 года положений, обязывающих работодателя направлять уведомление налоговому органу, органу исполнительной власти, ведающему вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации о заключении или расторжении трудового договора с иностранцем, Закон N 115-ФЗ не содержит, за исключением п. 18 ст. 13.4 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которым работодатель обязан уведомлять, помимо территориального органа ФМС России, также и орган службы занятости населения о заключении или расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами, обучающимися в РФ по очной форме.
Таким образом, если гражданин Таджикистана не обучается по очной форме, работодатель - ИП обязан уведомить только ФМС России (его территориальный орган) о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранцем, а работодатель - ООО обязан уведомить это же ведомство, но уже о заключении трудового договора с таким работником.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями абзаца третьего п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (смотрите, соответственно, приложения NN 19, 20 и 21 к Приказу N 147).
Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган ФМС России на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (абзац второй п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Приложения N 21 к Приказу N 147).
Также обращаем Ваше внимание, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, работодатель - ООО, как сторона, принимающая иностранца, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России в сроки, установленные ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон N 109-ФЗ) (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Отрывную часть бланка переданного уведомления работодатель передает иностранцу (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
2. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 35 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
На наш взгляд, исходя из буквального прочтения данной нормы нарушение срока подачи уведомления может повлечь административную ответственность (по крайней мере, органы ФМС регулярно предъявляют соответствующие претензии работодателям).
Однако судебная практика пошла по иному пути: зачастую суды указывают, что составом указанного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или прекращении (расторжении) трудового договора с таким работником. Таким образом, ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность именно за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока (смотрите п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; смотрите также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2012 г. N Ф05-1021/12 по делу N А40-76227/2011, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2012 г. N Ф05-14777/12 по делу N А40-67993/2012). Поэтому, если в рассматриваемом случае работодатель уведомит миграционный орган о заключении или расторжении трудового договора с иностранным работником, пусть даже с нарушением установленного законодательством трехдневного срока, то у него есть все шансы избежать административной ответственности (хотя не исключено, что для этого потребуется обращение за судебной защитой).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

27 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.