Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация, применяющая УСН, оказывает населению услуги, связанные с предоставлением объектов физической культуры и спорта, которые включают в себя услуги по предоставлению площадок спортивных (код 072101 ОКУН), спортивных корпусов и залов (код 072106 ОКУН), а также пользование спортивными тренажерами (код 072117 ОКУН). Вправе ли организация применять бланки строгой отчетности при расчетах наличными денежными средствами с населением при осуществлении данных видов деятельности?

Организация, применяющая УСН, оказывает населению услуги, связанные с предоставлением объектов физической культуры и спорта, которые включают в себя услуги по предоставлению площадок спортивных (код 072101 ОКУН), спортивных корпусов и залов (код 072106 ОКУН), а также пользование спортивными тренажерами (код 072117 ОКУН). Вправе ли организация применять бланки строгой отчетности при расчетах наличными денежными средствами с населением при осуществлении данных видов деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении указанных видов деятельности организация вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи населению соответствующих бланков строгой отчетности.

Обоснование вывода:
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр (далее - ККТ), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Таким образом, при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт на территории РФ юридические лица и ИП обязаны использовать ККТ и выдавать покупателям чек. Однако из данного правила существует несколько исключений.
Так, в частности, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Принадлежность того или иного вида деятельности к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН). В соответствии с ОКУН услуги, связанные с предоставлением объектов физической культуры и спорта для населения, классифицируются по коду 072000 ОКУН, который включает в себя услуги по предоставлению площадок спортивных (код 072101 ОКУН), спортивных корпусов и залов (код 072106 ОКУН), а также пользование спортивными тренажерами (код 072117 ОКУН).
Таким образом, организация, применяющая УСН и оказывающая услуги, связанные с предоставлением объектов физической культуры и спорта для населения, может осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи населению соответствующих бланков строгой отчетности. Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 02.04.2012 N 03-01-15/3-72, от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102.
Заметим, в случае оказания указанных услуг юридическим лицам организация обязана применять ККТ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку (далее - БСО), а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (п. 1 Положения).
Из п. 5 Положения следует, что если ни один из органов федеральной исполнительной власти не наделен полномочиями по утверждению форм БСО, используемых при оказании какого-либо вида услуг, то для такого вида услуг организация вправе разработать формы БСО самостоятельно, в обязательном порядке используя при этом реквизиты, установленные п. 3 Положения.
Следует учитывать, что самостоятельно разработанный БСО может быть либо изготовлен типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). При этом в случае создания бланка с использованием автоматизированных систем, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 26.11.2008 N 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Смотрите также письма Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

19 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.