Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП (УСН, налоговая ставка - 6%) сдает помещение в аренду организации (УСН, объект налогообложения - "доходы"). Физическое лицо (ИП) владеет 100% акций в уставном капитале организации. Сумма дохода по договору аренды за 2015 год не превысит 1 млрд. руб. Также не имеют места и остальные обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Может ли ИП установить стоимость аренды на помещение в 10 раз выше рыночной стоимости в случае сдачи помещения в аренду организации? Какие налоговые риски могут возникнуть в данной ситуации?

ИП (УСН, налоговая ставка - 6%) сдает помещение в аренду организации (УСН, объект налогообложения - "доходы"). Физическое лицо (ИП) владеет 100% акций в уставном капитале организации. Сумма дохода по договору аренды за 2015 год не превысит 1 млрд. руб. Также не имеют места и остальные обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Может ли ИП установить стоимость аренды на помещение в 10 раз выше рыночной стоимости в случае сдачи помещения в аренду организации? Какие налоговые риски могут возникнуть в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сделка между ИП и организацией не является контролируемой.

Повышенный размер арендной платы в Вашем случае с большой долей вероятности не приводит к налоговым рискам.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В общем случае условия договора определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, по общему правилу размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон.

С учетом изложенного полагаем, что стороны договора аренды в рассматриваемом случае вправе установить любую величину арендной платы.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%.

Следовательно, в анализируемой ситуации физическое лицо - арендодатель и организация-арендатор признаются в целях налогообложения взаимозависимыми лицами.

Пункт 2 ст. 105.14 НК РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.

Как сказано в вопросе, сумма дохода по договору аренды между указанными лицами за 2015 год не превысит 1 миллиард рублей. Также не имеют места и остальные обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

В этой связи мы придерживаемся позиции, что сделка между указанными в вопросе лицами не является контролируемой. Следовательно, у ФНС России отсутствуют основания для проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок в порядке ст. 105.17 НК РФ.

В то же время обращаем Ваше внимание на позицию, высказанную Минфином России в письмах от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145, из которых фактически следует, что финансовым ведомством допускается проверка не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами в рамках камеральных и выездных налоговых проверок.

Однако в Вашем случае стороны договора аренды установили размер арендной платы выше рыночной цены. Кроме того, организация-арендатор применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Таким образом, повышенная величина арендной платы не может повлиять на размер признаваемых арендатором расходов и, соответственно, на величину налоговой базы.

Учитывая изложенное, мы полагаем, что в анализируемой ситуации налоговые риски для сторон договора минимальны.

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

1 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.