Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП осуществляет несколько видов деятельности: 1) розничная продажа теплиц и поликарбоната - система налогообложения - ЕНВД; 2) услуги по доставке товара (теплиц) покупателю - система налогообложения - УСН; 3) услуги по установке (сборке) теплиц - система налогообложения - УСН. Все виды услуг оказываются населению. Доставка осуществляется не собственным транспортом, а с привлечением сторонней организации (ИП) по договору. Может ли ИП при расчетах с населением использовать бланки строгой отчетности, разработанные самостоятельно? Если, да, то можно ли в одном бланке указывать оплату товара и оплату услуг?

ИП осуществляет несколько видов деятельности: 1) розничная продажа теплиц и поликарбоната - система налогообложения - ЕНВД; 2) услуги по доставке товара (теплиц) покупателю - система налогообложения - УСН; 3) услуги по установке (сборке) теплиц - система налогообложения - УСН. Все виды услуг оказываются населению. Доставка осуществляется не собственным транспортом, а с привлечением сторонней организации (ИП) по договору. Может ли ИП при расчетах с населением использовать бланки строгой отчетности, разработанные самостоятельно? Если, да, то можно ли в одном бланке указывать оплату товара и оплату услуг?

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Таким образом, при реализации услуг, оплата за которые полностью или частично осуществляется наличными денежными средствами, продавец обязан применять ККТ и выдавать покупателем чек. Однако из данного правила существует несколько исключений.
Так, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ организации или ИП, которые являются плательщиками ЕНВД по розничной торговле, а также ИП, применяющие патентную систему налогообложения (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). В этом случае вместо чека ККТ покупателю (клиенту) по его требованию в момент оплаты товара (работы, услуги) выдается документ (товарный чек, квитанция или иной документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). К такому документу установлено единственное требование: он должен содержать сведения, перечень которых приведен в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, а именно:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- фамилия, имя, отчество ИП;
- ИНН, присвоенный ИП, выдавшему документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Как видим, в рассматриваемом случае предприниматель при реализации в розницу теплиц и поликарбоната имеет право чек ККТ не выдавать, а документ, подтверждающий прием наличных средств, - выдавать только по требованию покупателя.
Кроме того, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).
Согласно п. 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, на БСО оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (смотрите, например, письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94, от 17.05.2011 N 03-01-15/3-55, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376).
В частности, ОКУН содержит раздел 013400 "Ремонт и изготовление металлоизделий", в котором поименованы услуги по изготовлению секций парниковых теплиц (код 013417). Кроме того, в соответствии с ОКУН к услугам, оказываемым населению, отнесены и услуги розничной торговли (код 121100)*(1), среди которых выделяются: "Погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка не осуществляется "Трансагентством")" (код 121106), "Послепродажное обслуживание" (код 121118).
С учетом этого полагаем, что в данной ситуации существуют основания для квалификации осуществляемого индивидуальным предпринимателем вида деятельности (услуги по доставке и установке) по ОКУН в качестве услуг, оказываемых населению. Поэтому вместо чеков ККТ в данном случае можно выдавать заказчикам БСО.
Пунктом 5 Положения установлено, что, если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
В настоящее время ни один из органов исполнительной власти полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению по доставке и сборке теплиц, не наделен.
Поэтому в данном случае ИП может разработать такие БСО самостоятельно*(2), но с обязательным указанием реквизитов, установленных п. 3 Положения, а именно:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Обращаем Ваше внимание, что согласно п. 4 Положения бланк документа может быть изготовлен либо типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем. При этом изготовленный типографским способом бланк документа наряду с реквизитами, установленными п. 3 Положения, должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов. В случае создания бланка с использованием автоматизированных систем, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 26.11.2008 N 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Смотрите также письма Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43.
Итак, в рассматриваемом случае ИП вправе не применять ККТ. При этом в отношении оказываемых покупателям услуг по доставке и сборке вместо чека ККТ он обязан выдавать соответствующие БСО, а при продаже теплиц - по требованию покупателя выдавать документ, предусмотренный п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Что касается возможности объединения данных документов в один, то мы не видим обстоятельств, препятствующих такому объединению. Отметим, что ни Положение, ни Закон N 54-ФЗ не содержат запрета на добавление в БСО или документ, выдаваемый вместо чека ККТ, дополнительных реквизитов. Вместе с тем при разработке такого "общего" документа за основу, на наш взгляд, должен быть взят именно БСО, так как к нему законодательством предъявлены более строгие требования, нежели к документу, предусмотренному п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. В частности, БСО должен быть изготовлен определенным способом (например типографский способ изготовления), кроме того, перечень реквизитов, установленных п. 3 Положения, является более широким по сравнению с перечнем, предусмотренным п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

30 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Отметим, что применение ОКУН в целях соблюдения положений п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ применительно к понятию "розничная торговля" является спорным (смотрите, например, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 04АП-4883/12, Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 N 01АП-3780/12).
*(2) Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти требуется (письма Минфина России от 21.01.2009 N 03-01-15/1-18, от 19.01.2009 N 03-01-15/1-14, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376, от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303, от 20.08.2008 N 03-01-15/9-294).