Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация применяет УСН с объектом обложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В организации работают иностранные рабочие. Можно ли затраты на уплату государственных пошлин за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, а также за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН?

Организация применяет УСН с объектом обложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В организации работают иностранные рабочие. Можно ли затраты на уплату государственных пошлин за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, а также за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты на уплату государственных пошлин за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

 

Обоснование вывода:

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", могут учесть в целях налогообложения расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с НК РФ, за исключением суммы налога по УСН, учитываются в составе расходов организации.

В свою очередь, государственная пошлина является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ).

В то же время в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, признаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Правовое положение иностранных граждан в РФ, а также отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ организация, приглашающая иностранных граждан в РФ, в целях осуществления трудовой деятельности, обязана в том числе:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ приглашение на въезд в РФ иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом (далее - УФМС) по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в УФМС документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Следовательно, обязанности по оформлению приглашения и разрешения на работу для иностранного специалиста возникают у пригласившей его российской организации.

При оформлении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, приглашения иностранному специалисту и разрешения на работу для него работодатель (заказчик) обязан уплатить государственные пошлины в соответствии со ст. 19 Закона N 115-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона N 115-ФЗ размер государственной пошлины, взимаемой в соответствии с этой статьей, и порядок ее уплаты устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

Размер пошлин установлен ст. 333.28 НК РФ и составляет, в частности:

- за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства - 500 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);

- за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 6000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);

- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2000 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Уплата госпошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам является необходимым условием для использования труда иностранных работников. Следовательно, такие расходы являются экономически обоснованными и направленными на получение организацией дохода. При этом поименованные государственные пошлины установлены именно НК РФ, следовательно, полагаем, что затраты на уплату рассматриваемых пошлин могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В качестве документа, подтверждающего расход в виде уплаченной госпошлины, может использоваться, например, платежное поручение с отметкой банка (при безналичной форме оплаты) или квитанция установленной формы (при наличной оплате) (п. 3 ст. 333.18 НК РФ, смотрите также п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91).

Если же организации по каким-либо причинам пришлось передать оригиналы первичных платежных документов в УФМС как подтверждение факта уплаты пошлины, то в этом случае расходы можно обосновать копиями платежных документов, заверенных надлежащим образом. Об этом говорится в письме Минфина России от 11.07.2008 N 03-03-06/2/77.

Представители официальных органов сообщают о том, что организации, применяющие УСН, могут учитывать в составе расходов государственные пошлины, установленные НК РФ (смотрите письма Минфина России от 10.05.2012 N 03-11-06/2/63, от 16.04.2012 N 03-11-06/2/57, от 09.02.2011 N 03-11-06/2/16, УФНС России по г. Москве от 18.07.2011 N 16-15/070485@).

Однако отметим, что разъяснений Минфина России и налоговых органов об учете в составе расходов налогоплательщиками, применяющими УСН, госпошлин, уплаченных за указанные в вопросе юридически значимые действия, нами не обнаружено.

Немногочисленная арбитражная практика показывает, что налоговые органы на местах порой отказывают "упрощенцам" в принятии в целях налогообложения рассматриваемых расходов. Однако арбитражные суды считают доводы налоговиков об экономической необоснованности затрат на оплату госпошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы не соответствующими положениям пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 N 06АП-4414/2009, а также постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2005 N А56-27187/04).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

30 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.