Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Какой режим налогообложения можно применять ИП (г. Казань) при осуществлении деятельности по продаже изготовленного на мобильном оборудовании попкорна непосредственно в местах осуществления культурно-массовых мероприятий? Нужно ли применять ККТ? Продажа попкорна будет осуществляться через продавца, одновременно являющегося оператором попкорн-аппарата.

Какой режим налогообложения можно применять ИП (г. Казань) при осуществлении деятельности по продаже изготовленного на мобильном оборудовании попкорна непосредственно в местах осуществления культурно-массовых мероприятий? Нужно ли применять ККТ? Продажа попкорна будет осуществляться через продавца, одновременно являющегося оператором попкорн-аппарата.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При осуществлении деятельности по продаже непосредственно изготовленного на мобильном оборудовании попкорна в местах осуществления культурно-массовых мероприятий индивидуальный предприниматель вправе перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ. При этом объектом налогообложения будет установлен "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей".

При реализации попкорна применение ККТ не требуется при условии выдачи продавцом бланка строгой отчетности.

Обоснование вывода:

 

ЕНВД

 

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания (при соблюдении условий, установленных главой 26.3 НК РФ), вправе перейти на уплату единого налога на вмененный доход (далее по тексту - "ЕНВД") в части указанных видов деятельности. При этом обязательным условием применения ЕНВД является наличие нормативно-правового акта представительного органа муниципального района, городского округа, закона городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливающие на соответствующей территории указанную систему налогообложения (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Напомним, с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату ЕНВД добровольно (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

На территории муниципального образования города Казани система налогообложения в виде ЕНВД установлена решением представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 3-3 "О едином налоге на вмененный доход" (далее по тексту - "Решение").

В соответствии с пп.пп. 6, 7, 8, 9 п. 2 Решения ЕНВД применяется как в отношении розничной торговли, так и в отношении услуг общественного питания.

Со ссылкой на абз. 12 ст. 346.27 НК РФ применительно к настоящей ситуации к розничной торговле можно было бы отнести "реализацию через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах".

Торговый автомат - это стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца (п. 3.19 ГОСТа Р 51773-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст)).

Реализация попкорна в местах проведения культурно-массовых (публичных) мероприятий, исходя из Вашего вопроса, предполагается с участием продавца, одновременно являющегося оператором попкорн-аппарата. Таким образом, в данном случае возникающие по данному поводу правоотношения между покупателем и продавцом не подпадают под действие норм ст. 498 ГК РФ "Продажа товаров с использованием автоматов". Соответственно, к розничной торговле можно отнести только продажу попкорна посредством так называемых специальных вендинговых автоматов, обычно установленных на длительный период времени и без участия оператора производящих расчет и передачу готового изделия покупателю (смотрите, например, материал "Вопрос: Организация, расположенная в Москве, планирует заняться розничной торговлей через торговые автоматы, которые будут установлены в торговых центрах, в том числе в Московской области. Подлежит ли данная деятельность переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход? ("Вмененка", N 4, апрель 2012 г.)").

Деятельность же по продаже попкорна, изготовляемого непосредственно перед продажей в специальных попкорн-аппаратах, следует отнести к услугам общественного питания на основании следующего.

Ст. 346.27 НК РФ определено, что услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Одним из основных условий применения ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания является то, что объект, через который оказывается услуга, должен быть признан объектом общественного питания.

Согласно п. 40 ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст (далее - ГОСТ Р 50647-2010), услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. При этом в силу п.п. 44, 46 ГОСТ Р 50647-2010 в данной сфере допускается такой метод обслуживания потребителей, как самообслуживание, а также обслуживание официантом (поваром, барменом, буфетчиком, продавцом). При этом согласно п. 44 ГОСТ Р 50647-2010 процесс обслуживания в общественном питании - это совокупность операций (действий), выполняемых исполнителем услуг общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуги (гостем) в процессе реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, и (или) организации досуга. То есть, на наш взгляд, здесь просматривается возможная альтернатива организации потребления продукции общепита - ее реализация.

В соответствии с п. 4.10 ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 475-ст (далее - ГОСТ Р 50762-2007), одним из видов предприятий общепита является Предприятие быстрого обслуживания. Это предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей. Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и других. Предприятия быстрого обслуживания могут не иметь собственного зала; на таких предприятиях отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии и могут использоваться одноразовые посуда и приборы.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания. Таким образом, оказание услуг общественного питания в период проведения культурно-массовых (публичных) мероприятий посредством использования торговых палаток можно переводить на ЕНВД. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 16.12.2009 N 03-11-06/3/294, от 24.02.2012 N 03-11-06/3/15.

Вывод о возможности применения индивидуальным предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении изготовления и продажи сахарной ваты (на наш взгляд, схожая с Вашей ситуация) с использованием мобильного прилавка (ручной тележки), был дан представителями налоговых органов (смотрите материал "Ответы на вопросы налогоплательщиков, подготовленные УФНС России по Ярославской области во II квартале 2012 г." (раздел Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Вопрос 1)).

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:

- по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ);

- по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп.пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Таким образом, если ИП пожелает применять ЕВНД при осуществлении обсуждаемого вида деятельности, он подлежит постановке на учет по месту осуществления деятельности, то есть по месту оказания услуг общественного питания.

В то же время абз. 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ предусмотрено, что если ИП осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, то постановка его на учет в качестве плательщика ЕНВД осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет ИП в качестве плательщика ЕНВД.

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Базовая доходность установлена в размере 4500 рублей в месяц.

 

ПСН

 

В отношении вопроса о возможности применения в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания патентной системы налогообложения сообщаем следующее.

Особенности применения налогоплательщиками Патентной системы налогообложения установлены гл. 26.5 НК РФ.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, установлен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Так, в соответствии с пп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Аналогичная норма установлена и в п. 47 Приложения к Закону РТ от 29.09.2012 N 65-ЗРТ "О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения": услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания.

Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.43 НК РФ объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

При этом в пп. 6 п. 3 ст. 346.43 НК РФ дается определение понятия площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Осуществляемая в местах проведения публичных мероприятий продажа непосредственно изготовляемого в этих же местах попкорна признается объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей. Соответственно, ввиду отсутствия зала обслуживания посетителей данный вид деятельности не может быть переведен на патентную систему налогообложения (письмо Минфина России от 13.08.2012 N 03-11-10/37).

Вместе с тем, в пп. 15 п. 3 ст. 346.43 НК РФ приведено определение объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей. Это объект организации общепита, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К таким объектам относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания. Однако применение ПСН в отношении оказания услуг общественного питания через такой объект главой 26.5 НК РФ не предусмотрено. По мнению заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина (смотрите материал "Патентная система налогообложения: разъясняют чиновники (С. Полятков, "Арсенал предпринимателя", N 4, апрель 2013 г.)), "...в ст. 346.43 НК РФ допущена техническая ошибка. Фактически ПСН в отношении предпринимательской деятельности в сфере общественного питания через объекты общепита, не имеющие зала обслуживания, применяться не может".

 

Применение контрольно-кассовой техники

 

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Случаи освобождения от обязанности применения ККТ перечислены в этой же статье.

Из содержания п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ следует, что при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, плательщики ЕНВД, деятельность которых не связана с оказанием услуг населению (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) и не относится к видам деятельности, указанным в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

В перечне, установленном п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, перечислены в том числе:

- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (мы полагаем, что предприятие общепита (предприятие быстрого обслуживания) в этой норме не поименовано);

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). На наш взгляд, эти нормы в рассматриваемом случае также не могут быть применены, поскольку речь в них идет о торговле, а не об оказании услуг общественного питания.

В то же время деятельность в сфере общественного питания относится к услугам, которые предоставляются населению (код 122000 по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, смотрите также письма Минфина России от 17.08.2010 N 03-01-15/7-182, от 17.08.2010 N 03-01-15/7-181). Следовательно, плательщик ЕНВД, оказывающий услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, вправе при осуществлении наличных расчетов с населением не использовать ККТ с соблюдением требований, установленных п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (то есть при условии выдачи бланков строгой отчетности).

Реквизиты, которые должен содержать БСО, и требования к этому документу приведены в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", далее - Постановление N 359).

Отметим, что в общем случае форма БСО может быть организацией разработана самостоятельно. При этом в ней должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Постановления N 359 (письма Минфина России от 20.09.2013 N 03-01-15/39118, от 19.08.2013 N 03-01-15/33694, от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102, от 08.10.2012 N 03-01-15/8-213, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376 и от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303). Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. 4 Постановления N 359). При этом, поскольку в Постановлении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

25 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.