Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация применяет УСН, является плательщиком ЕНВД, занимается розничной торговлей и оказывает услуги операторам сотовой связи по поиску клиентов. По договору купли-продажи она приобрела оборудование, имеются накладные по форме ТОРГ-12. Оборудование оказалось бракованным и было возвращено поставщику. Поставщик должен вернуть деньги, но настаивает на том, чтобы организация выставила ему счет на возврат денежных средств. Насколько правомерно требование поставщика?

Организация применяет УСН, является плательщиком ЕНВД, занимается розничной торговлей и оказывает услуги операторам сотовой связи по поиску клиентов. По договору купли-продажи она приобрела оборудование, имеются накладные по форме ТОРГ-12. Оборудование оказалось бракованным и было возвращено поставщику. Поставщик должен вернуть деньги, но настаивает на том, чтобы организация выставила ему счет на возврат денежных средств. Насколько правомерно требование поставщика?

Гражданское законодательство РФ обязывает продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а также отвечать за недостатки товара, в отношении которого им предоставлена гарантия качества (п. 1 ст. 469, п. 2 ст. 470, п. 2 ст. 476 ГК РФ).

Обнаружив существенные недостатки приобретенного товара, покупатель имеет право по своему выбору (в том числе в отношении части товара) (п. 2 ст. 475, п. 4 ст. 475, п. 2 ст. 520 ГК РФ):

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Основанием для удовлетворения требований покупателя будет претензия, необходимость составления которой следует из норм ст.ст. 475, 477, п. 1 ст. 518 ГК РФ.

Юридическим основанием для предъявления претензий поставщику является акт, подписанный специально созданной комиссией.

При этом следует иметь в виду следующее.

В соответствии с п. 2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации), в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.

Унифицированной формы акта о выявленных при приемке товаров дефектах (браке) не существует, поэтому его форма разрабатывается организацией самостоятельно с указанием всех обязательных реквизитов, предусмотренных частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В частности, за основу при его составлении может быть взят "Акт о приемке материалов" по форме N М-7, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и применяемый для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.09.2009 N 03-03-06/1/571).

Выставляемая на основании акта о выявленных при приемке товаров дефектах (браке) претензия составляется в произвольной форме со ссылкой на договор поставки (купли-продажи) и оформленный акт с указанием составивших этот акт работников и детальным описанием товаров и характера выявленных дефектов (брака) по каждому изделию (вид товара, номер партии и т.п.), а также требований, предъявляемых продавцу покупателем, в отношении некачественной продукции.

Таким образом, именно претензия (результаты ее согласования с поставщиком) является основанием для возврата денежных средств за бракованный товар, если иное не предусмотрено договором поставки.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

30 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.