Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация занимается продажей книг. Своим покупателям при покупке книги организация планирует выдавать лотерейный билет. Будет ли это считаться стимулирующей лотереей? Каков порядок организации проведения стимулирующей лотереи? Необходимо ли получение каких-либо разрешений или осуществление иных предварительных процедур для проведения данной лотереи?

Организация занимается продажей книг. Своим покупателям при покупке книги организация планирует выдавать лотерейный билет. Будет ли это считаться стимулирующей лотереей? Каков порядок организации проведения стимулирующей лотереи? Необходимо ли получение каких-либо разрешений или осуществление иных предварительных процедур для проведения данной лотереи?

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Розыгрыш призового фонда - это процедура, которая проводится с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей.
Стимулирующей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируются за счет средств организатора лотереи (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о лотереях). Очевидно, что целью такой лотереи являются формирование и поддержание интереса к товарам или их производителю (продавцу), то есть реклама. Как следует из положений ч. 1 ст. 16 Закона о лотереях и ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), участие в стимулирующей лотерее может быть обусловлено совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи, в том числе покупкой товара. Проведение таких лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено (п. 8 ст. 3 Закона о лотереях).
Поскольку в данном случае приобретение товаров (книг) является условием участия в розыгрыше призов, при этом победитель из числа участвующих лиц определяется методом случайного отбора (лотерейный билет), это свидетельствует о наличии признаков стимулирующей лотереи (смотрите постановление ФАС Уральского округа от 22.12.2010 N Ф09-10518/10-С1).
В силу п. 3 ч. 8 ст. 6 Закона о лотереях требования ч. 1 ст. 6 этого закона о необходимости получения разрешения на проведение лотереи на стимулирующие лотереи не распространяются. Однако о ее проведении необходимо уведомить (не менее чем за 20 дней до дня проведения лотереи) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления.*(1)
В уведомлении о проведении стимулирующей лотереи указываются ее условия (ст. 9 Закона о лотереях), срок, способ, территория проведения, организатор лотереи, а также наименование товара, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи (ст. 7 Закона о лотереях). Само уведомление оформляется в письменной (произвольной) форме.*(2)
К уведомлению необходимо приложить следующие документы:
- условия стимулирующей лотереи;
- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
- описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Обратите внимание: уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях, в том числе при наличии у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Стимулирующая лотерея, в зависимости от способа проведения, может быть тиражной, бестиражной и комбинированной (ч. 2 ст. 3 Закона о лотереях).
Первый вариант подразумевает, что розыгрыш призового фонда всеми участниками лотереи будет проводиться единовременно после распространения лотерейных билетов. При этом он представляется наименее удобным, поскольку требует, по меньшей мере, изготовления лотерейных билетов, создания тиражной комиссии (хранения ее протоколов) и публикации результатов розыгрыша в СМИ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (смотрите, например, ч. 1, ч. 5 ст. 18 Закона о лотереях). Бестиражная стимулирующая лотерея отличается от тиражной тем, что выигрышные лотерейные билеты определяются уже на стадии их изготовления (ст. 3 Закона о лотереях).
Стимулирующая лотерея, исходя из п. 4 ст. 3 Закона о лотереях, в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную: в зависимости от этого определяется орган, который необходимо уведомлять о проведении лотереи. Статья 16 Закона о лотереях касается порядка и содержания договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником. Такой договор должен быть заключен на безвозмездной основе, причем оферта (предложение на заключение договора) должна сопровождаться изложением условий лотереи. Офертой при этом могут выступать объявления, плакаты, листовки, реклама в средствах массовой информации и т.д. Статья 23 Закона о лотереях обязывает оператора, а также организатора любой лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования) проводить обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следует также обратить внимание на приказ Минфина РФ от 26.04.2012 N 53н. Данный акт устанавливает формы и сроки предоставления отчетности о лотереях (в зависимости от территориального охвата, а также вида лотереи).
Кроме того, если стимулирующая лотерея является частью рекламной акции, то необходимо соблюсти требования ст. 9 Закона о рекламе. А именно в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия (лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия), должны быть указаны сведения о сроках проведения такого мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конкретный орган, в который следует направлять такое уведомление, зависит от территории, на которой планируется проведение лотереи: если лотерея проводится на территории всей Российской Федерации, то следует обратиться в Федеральную налоговую службу (п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", а также п. 5.12 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе"), если только на территории субъекта РФ, то в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта, если только в пределах муниципального образования - в уполномоченный орган местного самоуправления (смотрите ответ на вопрос от 29.04.2011, размещенный на официальном сайте Управления ФНС по г. Санкт-Петербургу: http://www.r78.nalog.ru/ns/3802165/).
*(2) За проведение лотереи без направления указанного уведомления предусмотрена административная ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ.