Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организацией (УСН с объектом "доходы минус расходы") приобретена и установлена система контроля, обеспечивающая пропускной режим и контроль доступа работников на территорию организации. Стоимость системы с установкой - 36 000 руб. Можно ли учесть расходы на систему контроля доступа при определении налоговой базы по УСН?

Организацией (УСН с объектом "доходы минус расходы") приобретена и установлена система контроля, обеспечивающая пропускной режим и контроль доступа работников на территорию организации. Стоимость системы с установкой - 36 000 руб. Можно ли учесть расходы на систему контроля доступа при определении налоговой базы по УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты на приобретение и установку системы контроля доступа могут быть учтены налогоплательщиком УСН в составе расходов при соответствии их общим критериям признания расходов.

 

Обоснование вывода:

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть затраты, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим.

Так, на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики УСН при определении объекта налогообложения могут учесть, в частности, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.

Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что речь идет именно об услугах охранной деятельности, правовое положение которой определяет Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-I).

Статьёй 1 Закона N 2487-I охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях охраны разрешается предоставление услуг, указанных в части третьей ст. 3 Закона N 2487-I. В частности, к таким услугам относятся обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны (п.п. 6, 7 части третьей ст. 3 Закона N 2487-I). Под пропускным режимом понимается порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 Закона N 2487-I).

Соответственно, расходы по приобретению услуг лицензированных предприятий или ИП по обеспечению пропускного режима, включающего контроль доступа на территорию организации, могут быть учтены при определении налоговой базы по УСН на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 09.07.2010 N 03-11-06/2/110).

Однако в данном случае, как следует из вопроса, организация приобретает не услуги сторонних организаций по охране, а приобретает и устанавливает систему контроля доступа.

Пунктом 3 части третьей ст. 3 Закона N 2487-I к услугам охранной деятельности отнесены работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Полагаем, что система контроля доступа подпадает под п. 3 Перечня видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, как средства инженерно-технической защиты и контроля доступа.

Следовательно, в случае если расходы на установку не входят в стоимость самой системы контроля доступа (в акте или ином документе поставщика выделены отдельно) и производятся специализированной организацией, имеющей лицензию, то такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Заметим, по этому же основанию в дальнейшем могут учитываться расходы по эксплуатационному обслуживаю установленной системы, осуществляемому специализированной организацией. Смотрите также п. 10 письма УФНС по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240.

Непосредственно расходы на приобретение системы контроля доступа работников на территорию организации или какие-либо подобные расходы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены.

В свою очередь, в соответствии с пп.пп. 1, 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик при определении налоговой базы учитывает расходы на приобретение основных средств, а также материальные расходы. При этом в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с нормами главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", а материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ (п.п. 2, 4 ст. 346.16 НК РФ).

В частности, согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Поскольку в рассматриваемой ситуации стоимость системы контроля доступа составляет 36 000 рублей, то есть менее 40 000 рублей, то амортизируемым имуществом она не признается (п. 1 ст. 257 НК РФ), следовательно, может учитываться в составе материальных расходов (смотрите также письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-11-06/2/26056).

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы налогоплательщиком УСН принимаются при условии их соответствия общим критериям признания расходов, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним, что в силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как указано в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 N 09АП-26765/2009, расходы общества на охрану помещений и имущества экономически оправданы требованиями безопасности, необходимостью защиты от несанкционированного проникновения на территорию организации посторонних лиц и соблюдением требований экономической безопасности. При этом доступ в здание организован с использованием электронных пропусков, что позволяет осуществлять контроль за соблюдением работниками общества трудовой дисциплины.

Полагаем, в данном случае цель установки системы контроля доступа та же, что позволяет оправдать понесенные затраты.

Таким образом, на наш взгляд, затраты на приобретение системы контроля доступа могут быть учтены налогоплательщиком УСН в составе материальных расходов, а затраты по её монтажу (если они не включены в первоначальную стоимость имущества) приниматься как расходы по приобретению услуг охранной деятельности на основании пп. 5 и пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К аналогичному выводу пришли и судьи в постановлении ФАС Центрального округа от 07.12.2005 N А09-3577/05-29 относительно расходов на пропуска и на монтажные работы по установке охранной сигнализации.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;

- Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

11 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.