Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Гражданин Казахстана является единственным учредителем ООО. ООО применяет общий режим налогообложения. Средняя численность работников за предшествующий календарный год - 12 человек. Выручка общества за предшествующий календарный год от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС составляет 70 млн. руб. Может ли данное ООО быть признано субъектом малого и среднего предпринимательства?

Гражданин Казахстана является единственным учредителем ООО. ООО применяет общий режим налогообложения. Средняя численность работников за предшествующий календарный год - 12 человек. Выручка общества за предшествующий календарный год от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС составляет 70 млн. руб. Может ли данное ООО быть признано субъектом малого и среднего предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Общество, в котором доля участия в уставном капитале иностранного гражданина 100%, не может быть признано субъектом малого и среднего предпринимательства.

 

Обоснование вывода:

Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы их поддержки со стороны государства определены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

В ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ перечислены критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого или среднего предпринимательства. В зависимости от количественных показателей этих критериев организация может быть отнесена к субъектам малого (среди которых выделяются еще микропредприятия) либо среднего предпринимательства. Соответственно, прочие юридические лица, не отвечающие этим условиям, под регламентацию Закона N 209-ФЗ не подпадают.

Во-первых, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся такие коммерческие организации, в которых суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Во-вторых, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 с 1 января 2013 года установлены предельные значения выручки:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

В 2012 году были установлены аналогичные значения Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

По смыслу указанной нормы субъектом малого или среднего предпринимательства может быть признана коммерческая организация, отвечающая всем этим условиям одновременно. Если хотя бы одно из трех условий не соблюдается, организация не может быть наделена рассматриваемым статусом.

Как видим, к субъектам малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные общества, в которых доля участия в уставном капитале иностранного гражданина не превышает 25%. В связи с тем что в рассматриваемой ситуации доля участия в уставном капитале ООО иностранного гражданина (республики Казахстан) 100%, ООО ни при каких прочих условиях не может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 30.09.2008 N Д05-4160).

Согласно ст. 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры, в частности:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Так, принцип упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства отражен в п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившего в силу с 1 января 2013 года (далее - Закон N 402-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства представляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии со ст. 5 Закона N 209-ФЗ.

Заметим, Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, но для организаций, применяющих общий режим налогообложения, не установлены упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций.

В связи с тем, что ООО не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то оно не вправе применять упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотренную для малых предприятий, а также представлять первичные статистические данные в упрощенном порядке. То есть ООО должно представлять бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность в общем порядке.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.