Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Необходимо ли сдавать бухгалтерскую отчетность общественной организации (субъект малого предпринимательства, применяющий УСН) в налоговую инспекцию при численности работников организации до 100 человек?

Необходимо ли сдавать бухгалтерскую отчетность общественной организации (субъект малого предпринимательства, применяющий УСН) в налоговую инспекцию при численности работников организации до 100 человек?

Согласно п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. При этом общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями (п. 2 ст. 117 ГК РФ).
Некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии с Законом N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но только если это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Организации, применяющие УСН (перешедшие на УСН), освобождены от ведения полноценного бухгалтерского учета нормой п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ. Указанные организации ведут только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов.
Таким образом, в соответствии с действующим на текущий момент законодательством организации, применяющие УСН, не обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. Аналогичное мнение нашло отражение в письмах Федеральной налоговой службы от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ и УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 N 18-11/118639@. В первом из писем сказано также, что налоговые органы не вправе привлекать эти организации к налоговой и административной ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ и частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В Информации УФНС России по Саратовской области "Какую отчетность сдают некоммерческие организации", в частности, разъяснено: "Некоммерческие организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Они признают доходы и расходы в порядке, установленном в гл. 26.2 Налогового кодекса. Следовательно, у них отсутствует обязанность составлять и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность".
В то же время, по мнению Минфина России, независимо от режима налогообложения положения п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ не освобождают НКО от необходимости ведения бухгалтерского учета. Такой вывод может быть сделан на основании письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67 - в нем хотя и были даны разъяснения, касающиеся обществ с ограниченной ответственностью, полагаем, что данная логика может быть распространена и на другие организации. В частности, было сообщено, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Федеральные законы являются специальными для соответствующих организаций. Соответственно, такие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно указанным федеральным законам, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке (независимо от наличия в Законе N 129-ФЗ нормы об освобождении этих организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А в письме Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/2/98 такое мнение было высказано в отношении акционерных обществ, применяющих УСН. По мнению ведомства, они обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Вместе с тем п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указывает, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Пунктом 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ определено, что к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится, в частности, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.
Следовательно, у общественной организации существует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности своим учредителям и органам государственной статистики. При этом, повторим, в настоящее время общественная организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не обязана представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" бухгалтерская отчетность состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о целевом использовании полученных средств;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 16-15/083119@).
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 15 Закона N 129-ФЗ (письма УФНС России по г. Москве от 22.06.2010 N 16-15/065028@, от 26.08.2011 N 16-15/083119@). Пунктом 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ определено, что общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Действующие в настоящее время формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н). Приказом N 66н утверждена также форма отчета о целевом использовании полученных средств. Вместе с тем, как следует из п. 2 Приказа N 66н, отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Иным некоммерческим организациям п. 4 Приказа N 66н рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.
При этом согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Аналогичное мнение нашло отражение в информации Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)".
Из пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что средняя численность работников организаций, применяющих УСН, не должна превышать 100 человек. Данное положение согласуется с нормой пп. "б" п. 2 части 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", по которой средняя численность работников малых предприятий не должна превышать 100 человек.
Таким образом, получается, что в рассматриваемой ситуации общественная организация, применяющая УСН, является субъектом малого предпринимательства. В этом случае бухгалтерскую отчетность некоммерческая организация вправе составить в сокращенном объеме.
Так, на основании п. 6 Приказа N 66н организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В то же время организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке).
Дополнительно в Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация) разъясняется, что субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности (п. 18 Информации). Кроме того, субъект малого предпринимательства, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе, может не раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, не представлять информацию по сегментам, не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 19 Информации).
Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).
В п. 17 Информации также указано, что решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В письме УФНС России по Иркутской области от 10.02.2012 N 16-26/002187@ сообщено, что некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.
Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность общественной организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Кроме того, в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, то в составе годовой бухгалтерской отчетности учредителям представляется и аудиторское заключение*(1). Повторим, в настоящее время организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, в связи с чем у указанных организаций отсутствует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган.
Статьей 32 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусмотрено вступление в силу указанного закона с 1 января 2013 года.
Согласно пп. 1 части 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ коммерческие и некоммерческие организации признаются экономическими субъектами.
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, установлен частью 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не включены в вышеуказанный перечень лиц.
Таким образом, с 1 января 2013 года они должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46, от 23.10.2012 N 03-11-09/80).
При этом Законом N 402-ФЗ не предусмотрены переходные положения для организаций, применяющих УСН, при переходе к ведению бухгалтерского учета. Иными словами, остается непонятным, на основании каких данных будут заполняться в бухгалтерском балансе входящие остатки по активам и обязательствам на начало 2011-2012 годов (например, в том случае, если в эти периоды организация-упрощенец не вела бухгалтерский учет в добровольном порядке).
По мнению некоторых авторов, организации, применяющие УСН, должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность уже за 2012 год. Так, например, эксперт журнала "Российский бухгалтер" В. Семенихин придерживается мнения, что, так как в Федеральном законе N 402-ФЗ не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2013 года, то организации, применяющие УСН, в 2013 году будут сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год. Для этого организациям необходимо уже в 2012 году начать ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона N 402-ФЗ. При этом те организации, которые уже вели бухгалтерский учет в полном объеме, должны продолжать вести его и дальше, но с учетом требований Федерального закона N 402-ФЗ. Те же организации, которые не вели учет, должны перед его началом произвести инвентаризацию всех активов и обязательств, для того чтобы выявить их входящие остатки на 1 января 2012 года (Годовой отчет 2011: изменения в бухгалтерском учете и отчетности с 2012 года (В.Семенихин, "Российский бухгалтер", N 1, январь 2012 г.)).
К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось.*(2). Мы полагаем, что они должны появиться в ближайшее время.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона N 402-ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2013 года на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации должны будут представлять в налоговые органы по месту своего нахождения только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

5 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) В силу пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
*(2) Проект федерального закона N 174312-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" предлагает внести в ст. 6 Закона N 402-ФЗ изменения в части освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих УСН. На сегодняшний день данный законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.