Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ЗАО, образованное двумя учредителями (физическим лицом и российской организацией), продает акции (100%) иностранной организации (резидент Белиз). Численность работников ЗАО менее 50 человек, оно является малым предприятием, применяет общую систему налогообложения и упрощенную систему бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерской отчетности. Утратит ли организация статус субъекта малого предпринимательства? Как смена акционера повлияет на бухгалтерский и налоговый учет? Какие формы отчетности в налоговую инспекцию, органы статистики надо будет сдавать?

ЗАО, образованное двумя учредителями (физическим лицом и российской организацией), продает акции (100%) иностранной организации (резидент Белиз). Численность работников ЗАО менее 50 человек, оно является малым предприятием, применяет общую систему налогообложения и упрощенную систему бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерской отчетности. Утратит ли организация статус субъекта малого предпринимательства? Как смена акционера повлияет на бухгалтерский и налоговый учет? Какие формы отчетности в налоговую инспекцию, органы статистики надо будет сдавать?

Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы их поддержки со стороны государства определены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ перечислены критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого или среднего бизнеса. Соответственно, юридические лица, не отвечающие этим условиям, под регламентацию Закона N 209-ФЗ не подпадают.
В частности, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся такие коммерческие организации, в которых суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25% (пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Отметим, что исходя из смысла п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого или среднего предпринимательства может быть отнесена только та коммерческая организация, которая соответствует всем условиям, установленным указанной нормой, одновременно. Если какое-то из условий не соблюдается, организация не может быть признана субъектом малого (среднего) предпринимательства.
В рассматриваемой ситуации доля иностранной организации в уставном капитале Вашей компании будет составлять 100%, что не соответствует вышеназванному условию. Следовательно, после реализации Вашими акционерами своих акций иностранной организации Ваша компания потеряет статус субъекта малого предпринимательства и, соответственно, в дальнейшем при ведении деятельности будет не вправе применять льготы, установленные Законом N 209-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 30.09.2008 N Д05-4160).

Бухгалтерский учет и отчетность

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ организации - субъекты малого предпринимательства имеют право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.
В Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 специалистами данного ведомства разъяснено, какая система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности является упрощенной.
Отметим, что потеря статуса субъекта малого предпринимательства означает тот факт, что Ваша организация будет обязана вести бухгалтерский учет и представлять отчетность в полном объеме. Право на применение упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Вами утрачивается.
Обратите внимание, что в связи с указанным обстоятельством, возможно, потребуется внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета.
Отметим, что нормами бухгалтерского законодательства не установлено специального порядка изменения учетной политики в рассматриваемой ситуации. Следовательно, в данном случае при внесении изменений организации нужно применять норму п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008).
Так, п. 15 ПБУ 1/2008 определяет, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
В то же время, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008).
Учитывая изложенное, полагаем, что если организация может с достаточной надежностью произвести оценку последствий изменения учетной политики за 2010-2011 годы, то в таком случае в бухгалтерской отчетности за 2012 год Вам следует исходить из предположения, что в 2010-2011 годах бухгалтерский учет велся в полном объеме.
Если же оценку последствий изменения учетной политики с достаточной надежностью произвести не удается, то изменения учетной политики отражаются в отчетности перспективно, то есть показатели за 2010-2011 годы не корректируются.
При оценке последствий изменения учетной политики организации следует учитывать также, что учетная политика организации должна обеспечивать, в частности, рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (п. 6 ПБУ 1/2008).
Как указывалось выше, в связи с потерей статуса субъекта малого предпринимательства у Вашей организации возникает обязанность по формированию бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке.
Напомним, что в состав бухгалтерской отчетности организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, входит (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)):
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством;
- пояснительная записка.
В состав приложений (пояснений) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках входят (п. 28 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99)):
- отчет о движении денежных средств;
- отчет об изменениях капитала;
- пояснительная записка и др.
Состав бухгалтерской отчетности зависит прежде всего от периода, за который она представляется (отчетный год (годовая отчетность) или за месяц, квартал (промежуточная отчетность)).
Так, в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснительная записка.
Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).
Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности установлены ст. 15 Закона N 129-ФЗ.
Обязанность представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы установлена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налоговый учет и отчетность

Согласно пп. 3 и пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Уплата налогов, а также представление налоговой отчетности зависят от режима налогообложения, используемого организацией при осуществлении предпринимательской деятельности. Иной зависимости для целей представления налоговой отчетности НК РФ не установлено.
Таким образом, потеря статуса субъекта малого предпринимательства не окажет какого-либо влияния на порядок ведения налогового учета и состав налоговой отчетности, при условии, что Ваша организация не примет решение о смене системы налогообложения.

Статистическая отчетность

Кроме бухгалтерской отчетности, представляемой в органы статистики на основании п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ, коммерческие организации также должны представлять в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения следующие формы отчетности (п. 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.10.2011 N 435 (далее - Указания)):
- N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
- N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы";
- N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
- N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
- N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
При этом для организаций с долевым участием иностранных инвестиций, получающих инвестиции из-за рубежа или осуществляющих инвестиции за рубеж, предусмотрено также представление формы 1-ИНВЕСТ, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.07.2009 N 139.
Также обращаем внимание, что в отношении отдельных организаций (например в зависимости от вида осуществляемой деятельности) органы статистики могут установить дополнительные формы отчетности.
В связи с этим рекомендуем для уточнения статистических форм, необходимых для представления именно Вашей организацией, обратиться в территориальный орган Росстата по месту нахождения организации.

К сведению:
Согласно ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, являются плательщиками налога на прибыль.
В случае если российская организация - налоговый агент выплачивает дивиденды иностранной организации, налоговая база налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяется ставка, установленная пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ - 15%, при условии, что между РФ и иностранным государством, резидентом которого является Ваш учредитель, отсутствует соглашение (конвенция) об избежании двойного налогообложения.
Организация, выплачивающая юридическому лицу (в том числе и иностранному) доходы в виде дивидендов, признается налоговым агентом по налогу на прибыль и обязана исчислить, удержать из суммы выплачиваемых дивидендов и уплатить в бюджет сумму налога на прибыль (п. 3 ст. 275 НК РФ, п. 4 ст. 286 НК РФ).
Кроме того, при перечислении дивидендов иностранным организациям налоговый агент должен отчитаться о суммах выплаченных им доходов и удержанных налогов и заполнить налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденный приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Самойлюк Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

1 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.