Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Может ли предприятие-сельхозпроизводитель (Пензенская область) применить льготу по транспортному налогу в отношении седельных тягачей, которые перевозят в специализированных полуприцепах живую птицу на убой, а в специализированных полуприцепах - комбикорма для птицы? Полуприцепы нельзя использовать по другому назначению. Тягачи закреплены за полуприцепами, путевые листы имеются.

Может ли предприятие-сельхозпроизводитель (Пензенская область) применить льготу по транспортному налогу в отношении седельных тягачей, которые перевозят в специализированных полуприцепах живую птицу на убой, а в специализированных полуприцепах - комбикорма для птицы? Полуприцепы нельзя использовать по другому назначению. Тягачи закреплены за полуприцепами, путевые листы имеются.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В свою очередь, в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ прямо указано, что не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Законом Пензенской области от 18.09.2002 N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" дополнительных льгот при исчислении транспортного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей не установлено.
В письме Минфина России от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05 разъяснено, что при отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям, в целях применения главы 28 НК РФ, следует руководствоваться п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в редакции Федерального закона от 05.04.2009 N 46-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с ним сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по итогам календарного года, являющегося налоговым периодом по транспортному налогу (смотрите также письмо Минфина России от 24.12.2007 N 03-05-05-04/08).
При соблюдении вышеназванных условий транспортные средства не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу вне зависимости от того, что они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, используются для целей, не связанных с этой деятельностью (письмо Минфина России от 05.06.2006 N 03-06-04-04/22).
В данном случае седельные тягачи использовались для перевозки в специализированных полуприцепах живой птицы на убой, а в специализированных полуприцепах - комбикорма для птицы. То есть можно сделать вывод, что их использовали для производства сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, автомобиль - тягач седельный (код 15 3410210) не относится ни к специальным автомобилям, кроме включенных в группировку 14 3410040 (код 15 3410040), ни к специальным автомобилям (код 14 3410040).
Следовательно, нужно сделать вывод, что тягач седельный не подпадает под категорию специальных автомашин, предусмотренную пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, в связи с чем являются объектами налогообложения по транспортному налогу в порядке п. 1 ст. 358 НК РФ.
Подтверждением тому являются и судебные решения: постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1.
В отношении освобождения сельхозтехники от транспортного налога имеется и положительная судебная практика. Отсутствие в техническом паспорте транспортного средства указания, что данное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не является основанием для неприменения льготы, предусмотренной подпунктом 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 N Ф04-1701/2007(32783-А46-40), а также ФАС Уральского округа от 05.11.2009 N Ф09-2237/09-С2 и от 10.06.2008 N Ф09-4144/08-С2).
Следовательно, принимая решение об исключении спорных автомобилей из объектов налогообложения по транспортному налогу, налогоплательщику, вероятнее всего, придется отстаивать свое решение в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Калашников Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

25 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.