Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес С 01.07.2012 вступает в силу п. 15 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ. Верно ли, что после 01.07.2012 розничная продажа алкогольной продукции в сельской местности организациями - плательщиками ЕНВД возможна без применения контрольно-кассовой техники?

С 01.07.2012 вступает в силу п. 15 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ. Верно ли, что после 01.07.2012 розничная продажа алкогольной продукции в сельской местности организациями - плательщиками ЕНВД возможна без применения контрольно-кассовой техники?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, являющиеся плательщиками ЕНВД, вправе не применять контрольно-кассовую технику, в том числе и в период начиная с 01.07.2012, при условии выдачи по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств и содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные законом.

Обоснование позиции:
Действительно, в соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ одним из требований к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, является наличие контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), если иное не установлено федеральным законом.
Отметим, что аналогичное правило предусмотрено абзацем третьим п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ в отношении розничной продажи пива и пивных напитков, притом безотносительно к тому, осуществляется ли продажа в городских или в сельских поселениях.
Вместе с тем в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Исключений из этого правила для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукцией в сельских поселениях, Закон N 54-ФЗ не предусматривает. Из сопоставления норм п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ и абзаца второго п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ можно сделать вывод о том, что положение п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, позволяющее не применять ККТ организациям, которые являются плательщиками ЕНВД, является исключением из общего правила, предусмотренного абзацем вторым п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях.
Следовательно, указанные организации вправе не применять ККТ при розничной торговле алкогольной продукцией и после 01.07.2012.
Отметим, что официальных разъяснений, которые напрямую затрагивали бы рассматриваемый вопрос, мы не обнаружили. Однако косвенно сделанный нами вывод подтверждается рядом разъяснений со стороны официальных органов. В частности, в письме от 01.07.2010 N Д05-2114 "По вопросу контрольно-кассовой техники" Минэкономразвития России прокомментировало проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", которым предусматривалось внесение изменений в ст. 16 Закона N 171-ФЗ в части использования контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции. Хотя конструкция п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ в указанном законопроекте была не идентична редакции этого пункта, вступившей в силу с 01.07.2012, она содержала аналогичную формулировку "если иное не предусмотрено федеральным законом" в отношении необходимости применения ККТ организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, в том числе в сельской местности. По этому вопросу Минэкономразвития России разъяснило, что после вступления в силу этих изменений такие организации смогут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Аналогичные разъяснения давали представители налоговых органов (смотрите материал: Вопрос: Требуется ли применение ККТ при реализации алкогольной продукции в поселках, деревнях? ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2011 г.)).
Кроме того, в письме от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@ ФНС России высказала мнение о необязательности применения ККТ организациями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в отношении которых абзац третий п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, упоминающий о необходимости для таких организаций иметь ККТ, также содержит оговорку "если иное не установлено федеральным законом", в случае, если такие организации являются плательщиками ЕНВД и осуществляют наличные денежные расчеты с выдачей по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств и содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Исходя из конструкции нормы п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ нет оснований для того, чтобы не сделать такой же вывод в отношении организаций - плательщиков ЕНВД, которые осуществляют розничную продажу в сельских поселениях не только пива и пивных напитков, но и прочей алкогольной продукции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

2 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.