Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей товарами для наружной рекламы, совмещая при этом ЕНВД и УСН. ИП планирует начать заниматься оптовой торговлей товарами для наружной рекламы, а также прекратить деятельность, переведенную на ЕНВД. Каков порядок снятия ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД? Возможен ли переход с УСН на общий режим налогообложения?

Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей товарами для наружной рекламы, совмещая при этом ЕНВД и УСН. ИП планирует начать заниматься оптовой торговлей товарами для наружной рекламы, а также прекратить деятельность, переведенную на ЕНВД. Каков порядок снятия ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД? Возможен ли переход с УСН на общий режим налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для снятия с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган заявление по форме N ЕНВД-4. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления направляет ему уведомление о снятии его с учета.
Переход на общий режим налогообложения с деятельности по упрощенной системе налогообложения возможен только с начала нового налогового периода (календарного года). Для снятия с учета индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган заявление не позднее 15 января года, в котором он предполагает провести такой переход.
Своевременное уведомление налогового органа о новых видах деятельности, осуществляемых индивидуальным предпринимателем, может помочь избежать споров с налоговыми органами и привлечения к административной ответственности.

Обоснование вывода:

Прекращение ведения деятельности, переведенной на ЕНВД

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общим режимом налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД.
Порядок снятия плательщиков ЕНВД с учета определен п. 3 ст. 346.28 НК РФ.
В соответствии с абзацем третьим п. 3 ст. 346.28 НК РФ снятие с учета плательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Заявление подается ИП по форме N ЕНВД-4 "Заявление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности", утвержденной приказом ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@.
Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД направляет ему уведомление о снятии его с учета.
Таким образом, налогоплательщики (в рассматриваемом случае - ИП) должны уплачивать ЕНВД до снятия их с учета в качестве плательщиков ЕНВД и получения уведомления от налогового органа о снятии с учета (письма Минфина России от 10.02.2012 N 03-11-06/3/8, от 06.04.2011 N 03-11-11/83, от 22.03.2011 N 03-11-06/3/32).

Переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

Порядок и условия начала и окончания применения упрощенной системы налогообложения (УСН) установлены ст. 346.13 НК РФ.
Данной статьей предусмотрено два варианта перехода налогоплательщика с УСН на иные режимы: "добровольный" и "вынужденный".
"Добровольный" переход осуществляется в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.13 НК РФ, а "вынужденный" (досрочный) связан с утратой права применения УСН (смотрите п. 1 раздела "К сведению").
В соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе "добровольно" перейти на иной режим с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января того года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Минимального срока в НК РФ нет, поэтому теоретически можно подать уведомление даже в середине предшествующего года. Форма уведомления об отказе от применения УСН (форма N 26.2-3) утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ (далее - Приказ N ММВ-7-3/182@). Она является рекомендуемой, поэтому можно сообщать о факте перехода и в произвольной форме.
Налоговое законодательство не предусматривает возможности передумать после направления уведомления. Согласно разъяснениям налоговых органов, отозвать такое уведомление нельзя (письмо УФНС России по Московской области от 02.04.2007 N 24-17/0263).
Таким образом, в рассматриваемом случае добровольный переход на общий режим налогообложения возможен только с начала нового налогового периода (календарного года). О своем решении организация обязана уведомить налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором она предполагает провести такой переход (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

К сведению:
1. Досрочный переход с УСН на общий режим налогообложения
В соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и п.п. 1 и 3 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Напомним, что пп.пп. 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлены такие ограничения для налогоплательщиков, применяющих УСН, как средняя численность работников - 100 человек и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, - 100 млн. рублей.
При утрате права на применение УСН организация обязана сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления - форма N 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения", утвержденная приказом N ММВ-7-3/182@.
Таким образом, если при переходе на другой вид деятельности ИП планирует увеличить численность работников, увеличить выручку или приобрести дополнительные основные средства (нематериальные активы), он может спланировать переход на общий режим налогообложения, не дожидаясь окончания налогового периода.
2. Внесение сведений в ЕГРЮЛ
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Регистрация физического лица в качестве ИП осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пп. "о" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) отнесены к числу сведений, содержащихся в Едином государственном реестре ИП (далее - ЕГРИП).
Пункт 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусматривает обязанность ИП сообщать, если иное не установлено Законом N 129-ФЗ, в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении указанных в этом пункте сведений, содержащихся в ЕГРИП, в течение 3 рабочих дней с момента такого изменения.
В число таких сведений с 1 января 2011 года, после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ, входят и коды ОКВЭД.
Заявление о внесении изменений в сведения об ИП, содержащиеся в ЕГРИП, подается по форме N Р24001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Нарушение данной обязанности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Согласно указанной норме непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений об изменении кодов ОКВЭД в регистрирующий орган на ИП может быть выписано предупреждение или наложен штраф в размере 5000 руб.
Следует отметить, что даже в случае, если коды ОКВЭД не будут внесены в ЕГРЮЛ, это не повлияет на правоспособность ИП.
Так арбитражные суды неоднократно приходили к выводу о том, что право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не требующего лицензирования, законодательством не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ. Коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007).
Обращаем внимание, что, по мнению Минфина России, к доходам предпринимателя от предпринимательской деятельности относятся только те доходы, которые получены им в связи с осуществлением видов деятельности, указанных в ЕГРИП (смотрите, например, письма от 27.01.2011 N 03-11-11/16, от 18.01.2010 N 03-11-11/02, от 30.10.2009 N 03-11-09/364, от 06.03.2008 N 03-11-05/55).
Таким образом, по нашему мнению, своевременное уведомление налогового органа о новых видах деятельности, осуществляемых ИП, может помочь избежать споров с налоговыми органами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

26 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.