Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИФНС, проводящая выездную налоговую проверку контрагента, направила в другую ИФНС поручение о проведении осмотра территории организации. В протоколе осмотра ИФНС контрагента просит отразить ряд вопросов, которые фактически имеют отношение исключительно к организации, а не к контрагенту. Правомерно ли проведение осмотра территории организации в рамках проведения контрольных мероприятий в отношении контрагента? Вправе ли организация отказать в проведении такого осмотра? Правомерен ли запрос информации, имеющей отношение исключительно к организации и не имеющей отношения к проверяемому контрагенту?

ИФНС, проводящая выездную налоговую проверку контрагента, направила в другую ИФНС поручение о проведении осмотра территории организации. В протоколе осмотра ИФНС контрагента просит отразить ряд вопросов, которые фактически имеют отношение исключительно к организации, а не к контрагенту. Правомерно ли проведение осмотра территории организации в рамках проведения контрольных мероприятий в отношении контрагента? Вправе ли организация отказать в проведении такого осмотра? Правомерен ли запрос информации, имеющей отношение исключительно к организации и не имеющей отношения к проверяемому контрагенту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговые органы имеют право проводить осмотр территории налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная налоговая проверка, лишь с согласия этого налогоплательщика. Налогоплательщик вправе отказать в проведении осмотра.
Налоговый орган вправе истребовать у организации информацию, которая прямо не относится к проверяемому лицу, но касается его деятельности. Если запрашиваемая налоговыми органами информация не касается деятельности проверяемого налогоплательщика, то представлять ее организация не обязана. Однако не исключено, что в этом случае правомерность отказа в предоставлении информации налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы. Вне рамок выездной налоговой проверки допускается осмотр документов и предметов, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо если получено согласие владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Следовательно, налогоплательщик, в отношении которого не проводится выездная налоговая проверка, не обязан обеспечивать возможность проведения осмотра его территории налоговым органом. Такой осмотр возможен только с согласия налогоплательщика (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2010 г. по делу N А55-7610/2010). Соответствующие разъяснения содержатся и в п. 23 проекта постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1).
По смыслу ст. 93.1 НК РФ такие документы (информация) могут непосредственно и не относиться к проверяемому налогоплательщику. Они должны касаться его деятельности и могут при этом содержать сведения, относящиеся к иным лицам (в том числе и к лицам, не являющимся контрагентами проверяемого налогоплательщика). Перечень истребуемых документов определяется налоговым органом самостоятельно (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 N КА-А40/9438-06).
В то же время отметим, что налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщиков любую информацию (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 по делу N А56-59024/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2011 по делу N А43-10932/2010, ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 N А12-10258/2008). Если запрашиваемая налоговым органом информация не касается деятельности проверяемого налогоплательщика, представлять ее организация не обязана (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2006 N А26-12278/2005-24, от 28.04.2006 N А26-6237/2005-25, ФАС Уральского округа от 13.08.2007 N Ф09-6374/07-С3).
Однако законодательством не установлены четкие критерии, позволяющие однозначно определить, в каких случаях истребуемая налоговым органом информация (документы) не может рассматриваться как касающаяся деятельности проверяемого налогоплательщика. Кроме того, согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Поэтому не исключено, что в случае непредставления организацией запрошенной налоговым органом информации правомерность таких действий ей придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Анисимова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

29 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.