Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация оказывает услуги гражданам. Она заключила договор с организацией почтовой связи, по которому последняя осуществляет прием платежей от граждан за оказываемые услуги и перечисляет их исполнителю. Является ли организация почтовой связи платежным агентом? Необходимо ли для расчетов с ней использовать специальный банковский счет в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"?

Организация оказывает услуги гражданам. Она заключила договор с организацией почтовой связи, по которому последняя осуществляет прием платежей от граждан за оказываемые услуги и перечисляет их исполнителю. Является ли организация почтовой связи платежным агентом? Необходимо ли для расчетов с ней использовать специальный банковский счет в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При получении платежей от физических лиц в оплату услуг другой организации организация почтовой связи выступает в качестве платежного агента. Поэтому для получения денежных средств от нее необходимо использовать специальный банковский счет.

Обоснование вывода:
Деятельностью по приему платежей физических лиц согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежным агентом является юридическое лицо, осуществляющее вышеуказанную деятельность (п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). Плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств этого физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). Поставщиком является, в частности, юридическое лицо, получающее денежные средства плательщика за оказываемые услуги (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Отношения, которые не регулируются Законом N 103-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Исключений для организаций почтовой связи данная норма не устанавливает.
Организациями почтовой связи являются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", далее - Закон о почтовой связи). К услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (ст.ст. 2, 16 Закона о почтовой связи).
Кроме того, организации почтовой связи (включая организации федеральной почтовой связи) могут осуществлять не только услуги почтовой связи, но и иные услуги, в том числе прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги) (ст. 49 ГК РФ, часть третья ст. 18 Закона о почтовой связи). Эти услуги к услугам почтовой связи не относятся.
Соответственно, услуги по осуществлению денежных переводов и услуги по приему платежей от физических лиц являются самостоятельными платежными услугами (п. 17 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", далее - Закон о НПС). При этом организации почтовой связи, осуществляя платежные услуги по переводу денежных средств в рамках оказания услуг почтовой связи, регулируемых Законом о почтовой связи, могут одновременно осуществлять и платежные услуги по приему платежей от физических лиц, оказание которых регулируется Законом N 103-ФЗ (смотрите также ч. 3, ч. 4 ст. 4 Закона о НПС). В этом случае организация почтовой связи является одновременно платежным агентом.
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Из этой нормы и приводимой выше ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ видно, что требования данного Закона в равной степени распространяются и на отношения по приему организацией почтовой связи платежей от физических лиц, направленных на оплату услуг исполнителя (организации, указанной в вопросе), и последующему осуществлению расчетов с исполнителем (косвенно это подтверждается и судебной практикой, смотрите, например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 10АП-154/11).
В силу ч. 18, ч. 19 ст. 4 Закона N 103-ФЗ поставщик, в данном случае - исполнитель услуг, при осуществлении расчетов с платежным агентом, в данном случае - организацией почтовой связи, обязан использовать специальный банковский счет и не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц, на иные банковские счета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

10 октября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.