Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". Необходимо обеспечить доставку работников до рабочих мест, которые находятся за городом вне зоны действия общественного транспорта. Будет заключен договор со сторонней организацией на оказание транспортных услуг. Можно ли при таких условиях учитывать в целях налогообложения расходы на доставку работников?

Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". Необходимо обеспечить доставку работников до рабочих мест, которые находятся за городом вне зоны действия общественного транспорта. Будет заключен договор со сторонней организацией на оказание транспортных услуг. Можно ли при таких условиях учитывать в целях налогообложения расходы на доставку работников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При применении упрощенной системы налогообложения затраты на доставку работников к месту работы и обратно организация может учесть в составе расходов на оплату труда, если в трудовых и (или) коллективных договорах будет предусмотрено, что организация берет на себя расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно.

Обоснование вывода:
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
В связи с этим мы придерживаемся той позиции, что в случае ежедневной доставки работников до места осуществления их деятельности и обратно по причине того, что работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников до рабочего места и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, не должны включаться в оплату труда работника и являться объектом обложения НДФЛ.
Однако, как показывает наличие арбитражной практики, указанная позиция приводит к спорам с налоговыми органами.
В то же время, например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 по делу N А45-26455/2009 суд исходил из того, что услуги по доставке работников общества к месту работы от места временного проживания и обратно связаны с производственной необходимостью и оказывались не работникам общества, а самому обществу. При этом оплата обществом компании-перевозчику стоимости услуг по доставке работников к месту работы и обратно относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, и не является выплатой работникам в качестве вознаграждения за выполненные ими работы или оказанные услуги по трудовым договорам в смысле статей 41, 209, 236 НК РФ.
Таким образом, расходы по оплате проезда до места работы и обратно не являются полученной работниками экономической выгодой в виде дохода в натуральной форме.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2007 N Ф04-892/2007(31914-А81-42) также указано, что расходы на доставку работников от места жительства (сбора) до места работы не являются расходами на оплату труда.
Суды указывают, что расходы на проезд к месту работы являются компенсационными платежами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Согласно позиции ВАС (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС от 14.03.2006 N 106) с учетом положений ст. 164 ТК РФ компенсации, связанные с выполнением трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда.
Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Из указанной нормы можно сделать вывод, что расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, возникающие в силу технологических особенностей производства, подлежат включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли, если предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (письмо Минфина России от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/810).
По нашему мнению, такие расходы должны учитываться в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов организации.
Однако перечень расходов, которые организация может учесть в целях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, ограничен. Указанный перечень установлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на доставку работников до места работы транспортом сторонней организации (путем заключения договора на оказание транспортных услуг) в этом перечне не установлены.
В то же время существует позиция Минфина России, согласно которой расходы на доставку работников до места работы можно учесть в целях налогообложения в составе расходов на оплату труда.
Для этого расходы на оплату проезда к месту работы и обратно должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По мнению Минфина России, установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым и согласно данной статье в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (письма Минфина России от 01.08.2006 N 03-05-02-04/121, от 18.04.2007 N 03-04-06-01/124).
Учитывая разъяснения финансового ведомства, полагаем, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, сможет учесть в расходах затраты на доставку работников к месту работы и обратно в составе расходов на оплату труда, если предусмотрит расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в трудовых и (или) коллективных договорах.
Также отметим, что в письме Минфина России от 04.12.2006 N 03-03-05/21 сказано: "При отсутствии рейсов общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

16 июня 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.