Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация планирует принять на работу гражданина Республики Узбекистан, имеющего разрешение на временное проживание до 2014 года, и разрешение на работу сроком на 1 год, полученное в УФМС 19 мая 2011 года. Каковы порядок и сроки документального оформления приема на работу в данном случае?

Организация планирует принять на работу гражданина Республики Узбекистан, имеющего разрешение на временное проживание до 2014 года, и разрешение на работу сроком на 1 год, полученное в УФМС 19 мая 2011 года. Каковы порядок и сроки документального оформления приема на работу в данном случае?

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Правовой режим трудовой деятельности иностранцев зависит от того, прибыли ли они на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, или в безвизовом порядке. На основании ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан РФ и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000) граждане Узбекистана имеют право въезжать на территорию России без виз.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Однако под иностранным работником согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ понимается только иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий трудовую деятельность. Поэтому для привлечения к работе иностранца, имеющего разрешение на временное проживание, разрешение на привлечение и использование иностранных работников работодателю не требуется.
По общему правилу иностранные граждане, не относящиеся к категориям, указанным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Следовательно, если гражданин Узбекистана не подпадает под какую-либо из категорий указанной нормы, он должен при трудоустройстве представить работодателю разрешение на работу.
Необходимо учитывать, что временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), за исключением случаев в силу п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, указанных в п. 2 Приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н.
Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора").
Поэтому иностранный гражданин, помимо разрешения на работу, должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей.
Гражданин Узбекистана должен представить документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
При необходимости предъявляются документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, сторонами которого являются в том числе Россия и Республика Узбекистан, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.
Документы воинского учета иностранными гражданами при приеме на работу не представляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Республика Узбекистан входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" временно проживающие на территории РФ иностранные граждане являются застрахованными. Следовательно, такой иностранец должен предъявить работодателю свидетельство государственного пенсионного страхования. Если же трудовой договор на территории России с ним заключается впервые, то свидетельство оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ).
Оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами. Работодатель заключает с иностранцем трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), оформляется приказ о приеме на работу (часть первая ст. 68 ТК РФ).
Поскольку согласно части первой ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается только в случаях, прямо указанных в этой статье или иных статьях ТК РФ, либо в иных федеральных законах, и ни ТК РФ, ни иные нормативные акты, в том числе регулирующие правовой статус иностранных граждан, не предусматривают необходимости заключения с иностранными гражданами трудового договора на определенный срок, то, по нашему мнению, с принимаемыми на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства необходимо заключать бессрочные трудовые договоры, за исключением тех случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена ст. 59 ТК РФ (например, срочный трудовой договор может быть заключен для выполнения сезонных работ).
По истечении срока действия разрешения на работу трудовой договор расторгается на основании п. 9 части первой ст. 83 ТК РФ (истечение срока действия специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору). Трудовой договор должен быть расторгнут в последний день срока действия разрешения на работу.
В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель, заключивший с иностранным работником новый трудовой договор, обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения нового трудового договора. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны уведомлять орган ФМС России и орган занятости населения в субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров (а также гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Уведомление должно быть подано в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска (п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС от 28.06.2010 N 147). Соответствующие формы уведомлений также утверждены данным приказом (приложение N 5).
Однако, как отмечалось ранее, под иностранным работником понимается временно пребывающий в РФ иностранный гражданин (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, работодатель не должен подавать указанные выше уведомления в отношении временно проживающего иностранного гражданина. Вместе с тем в отсутствие официальных разъяснений неизвестно, как трактуются нормы пп. 4 п. 8 ст. 18 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ указанными органами. Во избежание претензий рекомендуем обратиться с запросами в соответствующие органы или все же уведомить их о привлечении к трудовой деятельности временно проживающего гражданина Узбекистана.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна

24 мая 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.