Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация, являющаяся малым предприятием, учитывает на счете 97 неиспользованные канцтовары и конверты, а также стоимость лицензий и рассматривает их как расходы будущих периодов. Изменился ли в связи со вступлением в силу Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н порядок бухгалтерского и налогового учета указанных затрат?

Организация, являющаяся малым предприятием, учитывает на счете 97 неиспользованные канцтовары и конверты, а также стоимость лицензий и рассматривает их как расходы будущих периодов. Изменился ли в связи со вступлением в силу Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н порядок бухгалтерского и налогового учета указанных затрат?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, стоимость лицензии возможно учитывать в прежнем порядке, т.е. на счете 97.
Для отражения на счете 97 стоимости конвертов и прочих канцелярских товаров оснований не имеется.

Обоснование вывода:
В настоящее время п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), предусматривает, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Однако в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2 000 N 94н (далее - Инструкция), изменения не вносились, и перечень объектов, которые возможно учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов", на сегодняшний день остается открытым.
На наш взгляд, из прямого прочтения п. 65 Положения следует, что учесть затраты в составе расходов будущих периодов возможно только в том случае, если произведенные затраты отвечают понятию актива. При этом в целях бухгалтерского учета к активам относят любую собственность вне зависимости от формы (материальная или нематериальная), имеющую денежную оценку, от которой в будущем ожидается полезный эффект.
Таким образом, представляется, что учесть расходы на счете 97 возможно в случае, когда это установлено соответствующими нормативными актами по бухгалтерскому учету определенных активов.
Так, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) определяет, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
В свою очередь, п. 19 ПБУ 10/99 указывает, что расходы признаются в бухгалтерском учете с учетом их связи с поступлениями (соответствие доходов и расходов) путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы, обуславливающие получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, подлежат обоснованному распределению между отчетными периодами.
Следовательно, нормы ПБУ 10/99 содержат возможность распределения расходов между отчетными периодами.
Согласно Инструкции для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97.
Учитывая изложенное, полагаем, что в рассматриваемом случае порядок учета отраженной на счете 97 стоимости лицензии остается неизменным.
В то же время на сегодняшний день нормативные акты по бухгалтерскому учету уже не содержат порядок списания расходов будущих периодов. Поэтому считаем, что Ваша организация вправе самостоятельно установить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок списания расходов будущих периодов.
В части стоимости конвертов и прочих канцелярских товаров сообщаем.
На основании п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) конверты и другие канцелярские товары принимаются к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов.
Однако нормы ПБУ 5/01, в отличие от ПБУ 10/99, не содержат требований о равномерном отпуске материально-производственных запасов.
Принимая во внимание формулировку п. 65 Положения, считаем, что для отражения подобных активов на счете 97 оснований не имеется.
В этой связи представляется, что стоимость учтенных на счете 97 канцелярских товаров целесообразно перенести со счета 97 на счет 10.
В учете при этом будет сделана запись:
Дебет 10 Кредит 97.
В дальнейшем по мере отпуска материалов в производство их стоимость будет списываться на счета учета затрат.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

5 мая 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.