Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация является малым предприятием, уплачивает налог на прибыль. С 1 января 2011 года отменена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы по окончании отчетного периода расчеты по транспортному налогу и налогу на землю. Изменился ли в этой связи порядок принятия в бухгалтерском и налоговом учете расходов на уплату авансовых платежей?

Организация является малым предприятием, уплачивает налог на прибыль. С 1 января 2011 года отменена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы по окончании отчетного периода расчеты по транспортному налогу и налогу на землю. Изменился ли в этой связи порядок принятия в бухгалтерском и налоговом учете расходов на уплату авансовых платежей?

Отмена с 1 января 2011 года обязанности налогоплательщиков представлять в налоговые органы по окончании отчетного периода расчетов по транспортному налогу и налогу на землю не изменила порядок принятия в бухгалтерском и налоговом учете расходов на уплату авансовых платежей.
Расходы, признаваемые в целях налогообложения прибыли, а также порядок их признания определены в главе 25 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, признаются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Порядок признания расходов при методе начисления установлен в ст. 272 НК РФ.
Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).
При этом для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления расходов признается дата начисления налогов (сборов) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Статьей 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Определение налогового расчета авансового платежа, представляемого в налоговые органы по итогам отчетного периода, дано в п. 1 ст. 80 НК РФ.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.
Иными словами, основное назначение налогового расчета авансового платежа, представляемого в налоговые органы, - это сообщение определенных сведений в налоговые органы, а не исчисление (начисление) авансовых платежей.
Однако данный документ, как и налоговую декларацию, налогоплательщик может использовать в качестве документа, подтверждающего расходы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-04/2/255).
В то же время в любом случае, когда у налогоплательщика в силу закона есть обязанность уплатить сумму авансового платежа по итогам отчетного периода, то для ее исполнения возникает необходимость исчислить (начислить) указанную сумму. При этом исчисление (начисление) суммы авансового платежа производится независимо от наличия обязанности представлять налоговый расчет авансовых платежей в налоговые органы.
Таким образом, произвести расчет (начисление) авансового платежа за отчетный период налогоплательщик, производящий его уплату, должен. При этом способ оформления такого расчета налогоплательщик выбирает самостоятельно, с учетом требований ст. 313 НК РФ. На основании этого документа расход на уплату суммы налога может быть учтен в целях налогообложения прибыли.
Так, в письме от 11.07.2007 N 03-03-06/1/481 Минфин России разъясняет, что расходы в виде сумм земельного налога, начисленного в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, следует учитывать в том отчетном периоде, в котором такой налог признается фактически начисленным.
Делаем вывод, что суммы авансовых платежей по земельному и транспортному налогу, подлежащие уплате по итогам отчетного периода, признаются в целях налогообложения прибыли в каждом отчетном периоде, за который они начислены, независимо от обязанности представлять налоговые расчеты в налоговые органы.
В то же время, поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, считаем, что негативных последствий для налогоплательщика не возникнет, если в целях налогообложения прибыли расходы на уплату налогов (земельного и транспортного) будут учтены единовременно по итогам налогового периода.
В целях бухгалтерского учета сумма начисленных авансовых платежей по транспортному налогу и налогу на землю, как и самих налогов, является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Данный расход отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Таким образом, расходы в виде авансовых платежей по земельному и транспортному налогу следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся.
То есть в конце отчетного периода исчисленную сумму авансовых платежей по земельному и транспортному налогу следует отразить по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" с отнесением затрат на счет их учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Родюшкин Сергей

22 апреля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.