Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в течение 2 лет. Специальные налоговые режимы налогоплательщику не устанавливались. За это время никакой деятельности не осуществлялось, расчетный счет предпринимателем открыт не был, налоговая отчетность не подавалась. Возможно ли привлечение ИП к налоговой ответственности?

Лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в течение 2 лет. Специальные налоговые режимы налогоплательщику не устанавливались. За это время никакой деятельности не осуществлялось, расчетный счет предпринимателем открыт не был, налоговая отчетность не подавалась. Возможно ли привлечение ИП к налоговой ответственности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За непредставление налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем, не ведущим хозяйственную деятельность, возможно его привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ с применением налоговой санкции по правонарушениям, совершенным до 2 сентября 2011 г., в размере 100 рублей за каждое правонарушение, а за правонарушения, совершенные после 2 сентября 2011 г., - в размере 1000 рублей за каждый случай правонарушения.
Кроме того, возможно привлечение к ответственности и по ст. 15.5 КоАП РФ.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. Требования к оформлению налоговых деклараций и условия их представления изложены в ст. 80 НК РФ.
Допускается не представлять в налоговые органы налоговые декларации только по тем налогам, по которым налогоплательщик освобожден от обязанности по их уплате (абз. 1 п. 2 ст. 80 НК РФ). Во всех остальных случаях представление налоговой отчетности обязательно.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ, лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках, и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. N 62н.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Таким образом, в рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель должен был ежеквартально с момента государственной регистрации представлять в налоговые органы отчетность в виде единой (упрощенной) налоговой декларации.
Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок упрощенной (единой) налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В постановлении ВАС РФ от 8 июня 2010 г. N 418/10 указано, что применение метода начисления штрафа в процентах от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не исключает применения низшего предела размера штрафа в случае, когда сумма налога окажется минимальной или же составит ноль рублей. При этом суд подчеркнул, что такое толкование ст. 119 НК РФ является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Единая (упрощенная) налоговая декларация свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика суммы налога к уплате, поэтому определение размера штрафа за ее непредставление, на наш взгляд, аналогично определению размера штрафа за непредставление "нулевых деклараций".
Несмотря на то, что на практике иногда встречаются указания на "длящийся" характер правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2009 г. N 07АП-3525/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 июня 2006 г. N Ф08-2723/06-1150А, ФАС Поволжского округа от 15 октября 2004 г. N А65-3262/2004-СА2-8), в целом по данному вопросу сформирована единообразная судебная практика, которая исходит из того, что днем совершения указанного правонарушения является момент истечения срока предоставления налоговой декларации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2007 г. N А33-28052/2005-Ф02-6701/2007, от 15 августа 2006 г. N А33-12213/2005-Ф02-4056/06-С1, от 8 сентября 2005 г. N А33-4850/2005-Ф02-4352/05-С1, от 9 января 2004 г. N А19-9731/03-15-Ф02-4732/03-С1, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2005 г. N Ф08-6135/05-2413А, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2009 г. N 18АП-1647/2009 и от 20 мая 2008 г. N 18АП-1931/2008).
До 2 сентября 2010 г. действовала редакция ст. 119 НК РФ, в которой нижний предел штрафа за непредставление налоговой декларации составлял 100 рублей, а также предусматривалась дифференциация размера штрафа в зависимости от срока непредставления декларации.
Однако Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) за непредставление налоговой декларации увеличен нижний предела штрафа по ст. 119 НК РФ до 1000 рублей (п. 43 ст. 1 Закон N 229-ФЗ). Также новой редакцией ст. 119 НК РФ не предусмотрена дифференциация размера штрафа в зависимости от срока непредставления декларации.
В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют. По смыслу п. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ нормы этого закона, увеличивающие размер санкции, не применяются к правонарушениям, совершенным до вступления его в силу. Следовательно, новый минимальный размер налоговой санкции по ст. 119 НК РФ может применяться только в отношении налоговых правонарушений, совершенных после 2 сентября 2010 г.
На основании вышеизложенного считаем, что в случае привлечения индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ к нему возможно применение налоговой санкции в следующем размере:
за непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации в периоды, предусмотренные абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ, до вступления в силу Закона N 229-ФЗ - 100 рублей за каждый случай непредставления;
за непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации после вступления в силу Закона N 229-ФЗ - 1000 рублей за каждый случай непредставления.
Кроме того, возможно привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности и по ст. 15.5 КоАП РФ, согласно которой за нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Синева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна

8 апреля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.