Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Сотрудница предоставила листок нетрудоспособности, выданный 16.02.2011. Расчетным периодом для начисления пособия по временной нетрудоспособности является 2009 и 2010 годы. Сотрудница с 10.03.2009 по 27.07.2009 находилась в отпуске по беременности и родам, а с 28.07.2009 по 30.10.2010 - в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Она имеет право написать заявление о замене расчетных календарных годов (календарного года) на другие (предшествующие). Надо ли оповещать сотрудницу о написании данного заявления и в какой форме? Если сотрудница не напишет заявление, то какой период брать для расчета пособия?

Сотрудница предоставила листок нетрудоспособности, выданный 16.02.2011. Расчетным периодом для начисления пособия по временной нетрудоспособности является 2009 и 2010 годы. Сотрудница с 10.03.2009 по 27.07.2009 находилась в отпуске по беременности и родам, а с 28.07.2009 по 30.10.2010 - в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Она имеет право написать заявление о замене расчетных календарных годов (календарного года) на другие (предшествующие). Надо ли оповещать сотрудницу о написании данного заявления и в какой форме? Если сотрудница не напишет заявление, то какой период брать для расчета пособия?

Пособие по временной нетрудоспособности назначается работающим гражданам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ (далее - Закон N 343-ФЗ) внесены существенные изменения в Закон N 255-ФЗ в части порядка расчета среднего заработка для исчисления пособий.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в новой редакции пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы у других страхователей. Для заболевания, начавшегося в 2011 году, расчетным периодом являются 2009 и 2010 годы.
Если же в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Поскольку сотрудница и в 2009, и в 2010 годах находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, она имеет право написать заявление о замене этих календарных лет 2007 и 2008 годами, если размер пособия при такой замене увеличится (как вариант, можно взять заработок за 2008 и 2009 годы либо за 2008 и 2010 годы).
Ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон N 255-ФЗ не обязывают работодателя по собственной инициативе информировать работника о наличии у него права на выбор расчетного периода при расчете пособия. Однако представляется правильным, чтобы работодатель по мере возможности в произвольной форме (в частности устно) извещал работников, предъявляющих для оплаты листки нетрудоспособности, о возможности такого выбора. Если работник обратится к работодателю с вопросом о том, при каких условиях у него пособие получится больше, по смыслу закона работодатель обязан ему ответить, ведь работник, будучи застрахованным лицом, имеет право обращаться к работодателю-страхователю за консультациями по применению законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 3 ч. 1 ст. 4.3 Закона N 255-ФЗ).
Поскольку закон допускает возможность замены лет расчетного периода только по заявлению самого застрахованного лица, при отсутствии такого заявления работодатель обязан применить обычный расчетный период - два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Заменить этот период другими годами по собственной инициативе (без заявления сотрудника), по нашему мнению, работодатель не вправе, даже если это приведет к улучшению положения работника и увеличению размера пособия.
Итак, если сотрудница не напишет заявление о замене, пособие необходимо исчислять из заработка за 2009 и 2010 годы.
Заработок за каждый из этих двух лет можно учесть в сумме, не превышающей 415 000 рублей (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона N 343-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Если средний заработок за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы заработка за два календарных года на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Эта величина (730) сейчас применяется во всех случаях расчета вне зависимости от количества дней, фактически отработанных сотрудником в расчетном периоде.
Пункт 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, предусматривавший исключение отдельных периодов времени из расчетного периода, признан недействующим с 1 января 2011 г. (решение Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462).
Таким образом, сумму всех учитываемых выплат за 2009 и 2010 годы нужно все равно разделить на 730, несмотря на то, что в этих годах сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.
При этом выплаченные работнице пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком при расчете не учитываются, поскольку они не облагались страховыми взносами в ФСС России (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N 343-ФЗ, ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

16 марта 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.