Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация заключила договор аренды земли, находящейся в государственной собственности, на срок 49 лет. В дополнительном соглашении к договору аренды земли установлена сумма годовой арендной платы. Периодичность внесения этой платы договором не установлена. Организация (арендатор) применяет УСН с объектом "доходы", бухгалтерский учет ведется в полном объеме. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете аренду данного земельного участка, если имеется только договор аренды с органом местного самоуправления?

Организация заключила договор аренды земли, находящейся в государственной собственности, на срок 49 лет. В дополнительном соглашении к договору аренды земли установлена сумма годовой арендной платы. Периодичность внесения этой платы договором не установлена. Организация (арендатор) применяет УСН с объектом "доходы", бухгалтерский учет ведется в полном объеме. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете аренду данного земельного участка, если имеется только договор аренды с органом местного самоуправления?

Земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (п. 2 ст. 22 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

НДС

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В то же время необходимо учитывать, что на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по оказанию услуг уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
При этом земля признается природным ресурсом (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Таким образом, арендные платежи за право пользования земельным участком освобождаются от обложения НДС.
Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 21.04.2009 N 03-07-11/111, от 30.10.2006 N 03-04-15/198, письмах УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/28227, от 05.10.2006 N 19-11/87962.
Однако следует иметь в виду, что п. 5 ст. 174 НК РФ установлена обязанность налогового агента представлять налоговую декларацию по НДС.
Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (далее - Порядок), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента, отражается в разделе 2.
На основании п. 36 Порядка раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом отдельно по каждому арендодателю (органу государственной власти и управления и органу местного самоуправления, предоставляющему в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество). При наличии нескольких договоров с одним арендодателем (органом государственной власти и управления и органом местного самоуправления) раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом на одной странице.
В соответствии с Порядком операции, не признаваемые объектом обложения по налогу на добавленную стоимость, и операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
При этом в пункте 44 Порядка указано, что раздел 7 декларации заполняется налогоплательщиком либо налоговым агентом.
В вышеуказанных письмах УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/28227, от 05.10.2006 N 19-11/87962 представители налоговых органов разъяснили следующее.
На основании Порядка налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации по НДС. Однако, учитывая, что арендная плата за право пользования земельным участком в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождена от обложения НДС, налоговые агенты по данной операции раздел 2 декларации не заполняют.
Операции по передаче в аренду земельного участка отражаются налоговым агентом в разделе 7.
При этом в графе 1 по строке 010 раздела 7 декларации отражаются коды операций в соответствии с Приложением N 1 к Порядку. Так, операции, перечисленные в пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, отражаются по коду 1010251.
Несмотря на то, что арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, НДС не облагается, арендатор при уплате арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выписывает счет-фактуру с пометкой "без НДС" с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж (смотрите, например, письма Госналогслужбы России от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260, УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 24-11/18602).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете затраты на аренду земельного участка, используемого в производственной деятельности организации, являются расходами по обычным видам деятельности и признаются ежемесячно (п. 5, п. 16, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). По общему правилу арендная плата за земельный участок, используемый в производственной деятельности, учитывается на счетах учета затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и другие). Если участок в производственной деятельности не используется, арендная плата отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
В течение срока действия договора аренды списание сумм арендной платы на счета учета затрат производится ежемесячно, в последний день месяца:
Дебет 20 (23, 25, 26, 91) Кредит 60 (76, субсчет "Расчеты по аренде")
- в размере суммы ежемесячной арендной платы, которая в данном случае определяется расчетным методом (сумма годовой арендной платы / 365 х количество дней в месяце);
Дебет 60 (76) Кредит 51
- сумма арендной платы перечислена уполномоченному органу (по мере перечисления денежных средств).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

25 февраля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.