Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Будет ли организация привлечена к ответственности за несвоевременное снятие ККТ с учета?

Будет ли организация привлечена к ответственности за несвоевременное снятие ККТ с учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация не может быть привлечена к ответственности (в виде штрафа) за несвоевременное снятие ККТ с учета, поскольку действующим законодательством срок снятия ККТ с учета не установлен.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ (за исключением ККТ в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Пункт 7 ранее действовавшего Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, предусматривал, что в случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета.
Однако действующее в настоящее время Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470), такого требования не содержит.
Согласно п. 16 Положения N 470 перерегистрация и снятие с регистрации ККТ осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором ККТ зарегистрирована. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.
Из п. 16 Положения N 470 следует, что снятие с регистрации ККТ осуществляется исключительно по заявлению пользователя. Следовательно, снятие ККТ с учета является правом, а не обязанностью пользователя. В свою очередь, налоговые органы не могут осуществлять процедуру снятия ККТ с учета без заявления пользователя, за исключением случая, предусмотренного п. 19 Положения N 470.
При этом сроки снятия кассового аппарата с учета действующим законодательством не установлены. Кроме того, ни Федеральным законом N 54-ФЗ, ни Положением N 470, ни КоАП РФ, ни иными нормативными актами не предусмотрено взимание штрафа за несвоевременное снятие ККТ с учета.
Из вышеизложенного следует, что организация не может быть привлечена к ответственности (в виде штрафа) за несвоевременное снятие ККТ с учета, поскольку действующим законодательством срок снятия ККТ с учета не установлен.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

1 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.