Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Нужно ли маркировать рекламу на сайте больницы?

Нужно ли маркировать рекламу на сайте больницы?

Нужно ли маркировать рекламу на сайте больницы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Больница обязана маркировать материалы на своем сайте, являющиеся рекламой.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" обязанность по предоставлению информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор возлагается на юридических, физических лиц, ИП, являющихся:

а) рекламодателями (за исключением обладателей исключительных прав на объекты рекламирования и (или) изготовителей (продавцов) товаров, договором возложивших обязанность по передаче сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор на рекламораспространителей или операторов рекламных систем);

б) рекламораспространителями, операторами рекламных систем, осуществляющими или организующими распространение в сети Интернет рекламы любых рекламодателей;

в) рекламораспространителями - владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

Соответственно, если лицо подпадает хотя бы под один из перечисленных критериев, оно обязано предоставлять информацию в Роскомнадзор, вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, вида размещаемой в сети Интернет рекламы. Исключения установлены только в отношении оператора социальной рекламы (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Закон N 38-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных видов интернет-рекламы, на которые данная обязанность не распространяется. Соответственно, маркировать нужно любую интернет-рекламу, в том числе баннеры, текстовые или текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире, вне зависимости от наличия договорных отношений с рекламодателем и возмездности либо безвозмездности основы отношений. Маркировке подлежит интернет-реклама вне зависимости от места ее распространения (сторонние и собственные сайты, социальные сети), а также независимо от того, на платной или бесплатной основе оказываются рекламируемые услуги.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Законодательство не устанавливает зависимости признаков рекламы от того, является ли рекламодатель собственником объекта рекламирования, совпадает ли он с производителем товара, в каких целях распространяется реклама, в связи с чем материалы о собственных товарах/услугах также могут являться рекламными. Объект рекламирования зависит от того, к чему именно - товару, его производителю, изготовителю - привлекается внимание данной рекламой.

Роскомнадзор разъяснил, что если на собственном Интернет-ресурсе организации размещаются собственные рекламные материалы, то такие рекламные материалы подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор (смотрите письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 N 03-100982).

Обращаем внимание, что ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ устанавливает перечень информации, которая не является рекламой и на которую данный закон не распространяется. Соответственно, маркировке подлежит именно реклама. Вместе с тем многие материалы, размещаемые на собственном сайте, не являются рекламой и, соответственно, не требуют маркировки. В частности, не является рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Согласно неоднократно выраженному мнению ФАС России не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), в социальных сетях и форумах в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети:

- о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте,

- правилах пользования,

- стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки.

Также не является рекламой информация о товарах, размещённая на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги), на страницах производителя таких товаров (услуг) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. В частности, ФАС России в письме ФАС России от 20 сентября 2023 г. N 08/76261/23 дала соответствующие разъяснения специально для медицинских организаций (смотрите также Вопрос: Является ли информация, размещенная на официальном сайте производителя товара рекламой? (ответ ФАС России, ноябрь 2021 г.); раздел 9 Руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы" (Приложение к приказу ФАС России от 14.11.2023 N 821/23)). По ее мнению, сайт, страница в социальной сети или мобильное приложение является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение таких ресурсов рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, производимых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона N 38-ФЗ, в том числе положения о маркировке рекламы, не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди других товаров, такая информация может быть признана рекламой. Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, закреплённый в определённом месте на сайте, который остаётся на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определённый объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 33а-2787/2022); если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой (смотрите информацию ФАС России от 21 ноября 2022 г.). Такие сообщения, выделяющие какой-либо товар среди однородных, необходимо маркировать как рекламные сообщения.

Таким образом, как в отношении материалов сторонних рекламодателей, так и в отношении сообщений о своих товарах/услугах на собственном сайте необходимо исходить из того, какие цели преследует сообщение, привлекает ли оно большее внимание к объекту рекламирования, чем к иным объектам, содержит ли оно положительную окраску объекта, в каком месте страницы размещено, каково его художественное оформление и содержание, и иных признаков рекламы. Если материал соответствует признакам рекламы, он подлежит маркировке; если же материал соответствует критериям информационного сообщения, маркировать его не нужно.

Относится ли материал к рекламе и, соответственно, подпадает ли он под нормы ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ и закона в целом решается ФАС России индивидуально в каждом конкретном случае (смотрите, например, письмо Роскомнадзора от 14 ноября 2022 г. N 03-100982; письмо Роскомнадзора от 7 декабря 2022 г. N 03-108552).

Согласно п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

В целях помощи субъектам в определении, является ли материал рекламным, ФАС России разработала специальные методические материалы, размещенные на своем официальном сайте, с конкретными графическими примерами.

Нарушение законодательства о маркировке рекламы рекламодателем образует следующие составы правонарушений:

- ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ: неисполнение обязанности по маркировке рекламы либо нарушение сроков маркировки, либо предоставление неполной, недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей;

- ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ: распространение рекламы без идентификатора либо с нарушением требований к его размещению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 8 февраля 2024 г. "Рекомендации по направлению отчетности о размещенной рекламе";

- Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22 ноября 2023 г. "Роскомнадзор разработал памятку "Рекомендации по размещению идентификатора рекламы";

- Маркировка рекламных сообщений в сети "Интернет" (Смоляров М.В.). - "Право Доступа", 2023 г. // Разъяснения Роскомнадзора по поводу отдельных рекламных кампаний.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.