Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП осуществляет закупку в Белоруссии минитракторов и перепродает их на территории России в розницу физическим лицам для личного использования. Кто является плательщиком утилизационного сбора в отношении вышеуказанной самоходной техники? Может ли обязанность уплаты утилизационного сбора возлагаться на конечного покупателя? Какая ответственность применяется за неуплату либо несвоевременную уплату утилизационного сбора?

ИП осуществляет закупку в Белоруссии минитракторов и перепродает их на территории России в розницу физическим лицам для личного использования. Кто является плательщиком утилизационного сбора в отношении вышеуказанной самоходной техники? Может ли обязанность уплаты утилизационного сбора возлагаться на конечного покупателя? Какая ответственность применяется за неуплату либо несвоевременную уплату утилизационного сбора?

ИП осуществляет закупку в Белоруссии минитракторов и перепродает их на территории России в розницу физическим лицам для личного использования. Кто является плательщиком утилизационного сбора в отношении вышеуказанной самоходной техники? Может ли обязанность уплаты утилизационного сбора возлагаться на конечного покупателя? Какая ответственность применяется за неуплату либо несвоевременную уплату утилизационного сбора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В случае ввоза самоходной техники в РФ плательщиком утилизационного сбора является лицо, которое осуществляет ее ввоз. Перенести эту обязанность на конечного потребителя нельзя. За неуплату утилизационного сбора взыскивается пеня, сумму сбора контролирующий орган взыскивает с плательщика через суд в случае неуплаты. При отсутствии отметки об уплате утилизационного сбора будет отказано в регистрации техники.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор.

На основании упомянутого п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора приведены в Постановлении Правительства РФ от 06.02.2016 N 81. Там же приведены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем 5 п. 6 указанной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, как видно, не допускается переложение обязанности уплаты утилизационного сбора на конечного покупателя.

Можно подумать, что такую возможность предоставляет абзац 4 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в котором указано, что плательщиком сбора могут быть лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

По этому поводу в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, поясняется: смысл данной нормы состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, то есть, по существу, речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лиц, ставших собственниками транспортных средств после их выпуска в оборот.

Иначе говоря, лицо, осуществившее ввоз транспортных средств, сохраняет обязанность по уплате утилизационного сбора даже после передачи транспортного средства конечному покупателю. Таможенный орган все равно обратится в суд за взысканием суммы сбора именно с этого лица, которое ввезло транспортное средство (п. 17 Правил).

Обратите внимание: Надо также учитывать, что если покупатель произведет компенсацию поставщику суммы уплаченного последним утилизационного сбора, эта компенсация не будет учитываться у покупателя в расходах (смотрите письмо Минфина России от 14.08.2019 N 03-03-06/1/61449).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под ввозом товаров в РФ понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу РФ и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых РФ имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию РФ и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых РФ имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) данным Федеральным законом.

Таким образом, лицом, осуществившим ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, признается лицо, совершившее фактическое перемещение транспортного средства через государственную границу, в том числе с территорий других государств - членов Евразийского экономического Союза (смотрите Преамбулу Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014).

За неуплату утилизационного сбора в настоящее время не предусмотрено взыскание штрафа. В то же время на основании п. 17(2) Правил в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора в сроки, установленные разделом II Правил, плательщик обязан уплатить пеню.

Пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора со дня, следующего за днем истечения такого срока, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно (п. 17(4) Правил).

Размер пени определяется путем применения ставки пени и базы для ее начисления, равной сумме утилизационного сбора, обязанность по уплате которой не исполнена.

Ставка пени принимается равной одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения.

Существенно также, что отметка об уплате утилизационного сбора проставляется на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (п. 7 Правил).

Информация об уплате утилизационного сбора вносится в электронный паспорт самоходной машины и других видов техники.

Данная отметка производится после уплаты утилизационного сбора (п. 13 Правил).

Без этих отметок будет невозможна постановка транспортного средства на учет (смотрите, например, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.08.2020 N Ф01-11820/2020 по делу N А43-33285/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 21.12.2020 N 301-ЭС20-19334 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства), Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2018 N Ф01-1165/2018 по делу N А28-6005/2017 (https://arbitr.garant.ru/#/document/39674554/paragraph/1/doclist/14096/1/0/0/Ф01-1165%7C2018:3), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2017 N Ф09-5402/17 по делу N А50-28882/2016 (https://arbitr.garant.ru/#/document/38760873/paragraph/1/doclist/14094/1/0/0/Ф09-5402%7C17:1) (Определением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N 309-КГ17-21325 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства)).

Смотрите также: Энциклопедия решений. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним:

Пример заполнения Расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (форма по кнд 1151101) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, сентябрь 2022 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил 

Ответ прошел контроль качества 

16 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.