Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Могут ли QR-коды (средства идентификации для маркировки обуви) быть выпущены (эмитированы) ранее даты выпуска товара?

Могут ли QR-коды (средства идентификации для маркировки обуви) быть выпущены (эмитированы) ранее даты выпуска товара?

В соответствии с правилами маркировки обувной продукции организация осуществляет маркировку обуви, которая производится в Китае. Для этого в системе "Честный знак" осуществляется получение QR-кодов, которые направляются на фабрику в Китай для нанесения на производимую обувь.
При очередной проверке Роспотребнадзором было высказано замечание о том, что QR-коды выпущены ранее самого товара. Например, код выпущен в апреле 2023 года, а товар, на который нанесен такой код, - в мае 2023 года.
Насколько обосновано такое требование Роспотребнадзора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Требований получения участником оборота обувных товаров кодов маркировки только после производства товара и нахождения его на складе как готовой продукции Правила маркировки обувных товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019 г. N 860, не содержат.

Правилами также не установлено каких-либо ограничений срока от даты нанесения кодов маркировки, преобразованных в средства идентификации, на Товар до даты выпуска товара в оборот на территории РФ.

Участник оборота товара - импортер может начать процесс описания и регистрации товара, который он планирует ввезти на территорию РФ, в национальном каталоге (в целях получения кода GTIN товара) до его выпуска из производства как готовой продукции, и должен описать Товар в Нацкаталоге до ввоза его в Россию.

Исходя из п. 49 Правил импортеру даётся 90 дней на то, чтобы физически разместить заказанные у Оператора ГИС МТ и эмитированные им коды маркировки на произведённом товаре (на упаковке, на ярлыке) и направить Отчет о нанесении средств идентификации. То есть дата Отчета о нанесении средств идентификации не может быть ранее даты производства товара, но не дата получения заказанных у Оператора кодов маркировки.

Заранее заказанные коды маркировки, преобразованные в средства идентификации, должны быть нанесены на Товар также до пересечения границы и до помещения Товара под таможенную процедуру импорта (выпуска для внутреннего потребления).

А Уведомление о ввозе Товара (которое переводит код маркировки товара в статус "в обороте") должно быть подано импортёром до предложения этого товара для реализации (продажи), в том числе до выставления в месте реализации (продажи), демонстрации образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи).

Таким образом, Qr-коды (средства идентификации) могут быть выпущены (эмитированы) ранее самого товара - если речь идет о выпуске товара как готовой продукции, (т.е. код может быть эмитирован ранее даты производства товара). И должны быть выпущены (эмитированы) ранее самого товара - если речь идет о выпуске товара для свободного обращения на территории РФ таможенным органом. 

Обоснование позиции:

Пунктом 3 Правил маркировки обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860 (далее - Правила), определены положения, когда ввозимые в Российскую Федерацию обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров.

Так, при производстве обувных товаров за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза они подлежат обязательной маркировке средствами идентификации до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

Т.е. коды маркировки должны быть получены (эмитированы), преобразованы в средства идентификации и нанесены на обувные товары (на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров) до ввоза обувных товаров (выпуска на территорию РФ в соответствии с таможенным законодательством)*(1).

Порядок маркировки обувных товаров (далее - Товары) осуществляется по следующему алгоритму, установленному Правилами:

1) регистрация Товаров в подсистеме национального каталога маркированных товаров (далее - Нацкаталог) (п. 33, п. 34 Правил)*(2).

При производстве Товаров за пределами территории РФ, включая обувные товары, ввозимые из государств - членов ЕАЭС в рамках трансграничной торговли на таможенной территории ЕАЭС, - регистрация осуществляется импортером до пересечения обувными товарами государственной границы РФ. Среди сведений, указываемых при регистрации Товара, нет даты его производства.

В случае положительного результата проверки заявления о регистрации Товаров оператор информационной системы мониторинга (далее - ГИС МТ) не позднее 3 рабочих дней со дня подачи такого заявления осуществляет регистрацию Товаров в подсистеме Нацкаталога и направляет заявителю уведомление о регистрации Товара.

2) направление Оператору ГИС МТ заявки на получение кодов маркировки (пп. 45, 46 Правил).

Заявка не предусматривает содержание такой информации, как дата производства товара. В Заявке указывается способ ввода Товара в оборот (в данном случае - ввоз на территорию РФ), количество запрашиваемых кодов маркировки и код товара, для которого запрашиваются коды маркировки.

В течение 4 часов с момента регистрации заявки в ГИС МТ оператор с использованием средств ГИС МТ формирует (генерирует) указанное в заявке количество кодов маркировки и включает соответствующие коды идентификации в информационную систему мониторинга.

3) преобразование полученных кодов маркировки в средства идентификации Товаров, которые наносятся на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык (п. 49 Правил).

Участник оборота обувных товаров не позднее 90 календарных дней со дня получения кодов маркировки обеспечивает их преобразование в средства идентификации. Коды маркировки, не преобразованные в указанный срок, аннулируются.

Датой получения участником оборота обувных товаров кодов маркировки, с которой исчисляется 90-дневный срок, считается дата направления оператором ГИС МТ участнику оборота обувных товаров подписанного усиленной электронной подписью уведомления о возможности преобразования в средства идентификации кодов маркировки, заказанных участником оборота обувных товаров, в соответствии с заявкой. Указанное уведомление оператор ГИС МТ направляет участнику оборота обувных товаров путем его размещения в личном кабинете в Честном знаке с указанием даты его размещения.

В ГИС МТ осуществляется регистрация сведений о преобразовании кодов маркировки в средства идентификации и об их нанесении, в результате которой ГИС МТ формирует отчет о нанесении средств идентификации, содержащий информацию о дате и времени указанного нанесения.

4) физическое нанесение средств идентификации (QR-кодов) на товары (п. 49, 52 Правил). В случае ввоза обувных товаров на территорию РФ с территорий государств - членов ЕАЭС в рамках трансграничной торговли - нанести коды необходимо до фактического пересечения государственной границы РФ. В случае ввоза с территории третьих государств, с территорий ОЭЗ или свободного склада - нанести коды необходимо до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

5) передача в ГИС МТ уведомления о вводе обувных товаров в оборот (пп. 53, 55, 57 Правил), с указанием, в частности, даты регистрации таможенной декларации на товары (при ввозе товаров из третьих государств). При этом указание даты производства в Уведомлении предусмотрено только при производстве Товара на территории РФ. В данном случае Товар производится за пределами РФ.

Требований выполнения вышеуказанного алгоритма только после производства товара и нахождения его на складе как готовой продукции не обнаружено.

Импортер может начать процесс описания и регистрации товара в Нацкаталоге (в целях получения кода GTIN) до его выпуска из производства и должен описать Товар в Нацкаталоге до ввоза его в Россию. Исходя из п. 49 Правил импортеру даётся 90 дней на то, чтобы разместить коды маркировки на произведённом товаре. При этом заранее заказанные коды маркировки, преобразованные в средства идентификации, должны быть нанесены на Товар также до пересечения границы и до помещения Товара под таможенную процедуру импорта (выпуска для внутреннего потребления). Ограничений срока от даты нанесения кодов маркировки, преобразованных в средства идентификации, на Товар до ввоза товара на территорию РФ не обнаружено.

Уведомление о ввозе Товара должно быть подано импортёром до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи).

Отметим, что в настоящее время санкции предусмотрены:

  • за производство и оборот немаркированного товара, подлежащего маркировке (ч. 2 ст. 15.12 КоАП);
  • за нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ст. 15.12.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей).

В данном случае товар имеет обязательную маркировку, сведения о товаре внесены в Нацкаталог (о размере, цвете, материале изготовления и т.д.), а сведения о вводе товара в оборот - внесены в ГИС МТ. Коды маркировки получены (эмитированы), преобразованы в средства идентификации и нанесены на обувные товары в сроки, установленные Правилами (до пересечения границы и в пределах 90 дней от даты получения от Оператора ГИС МТ кодов до даты представления ему Отчета о нанесении средств идентификации). По нашему мнению, оснований для претензий Роспотребнадзора нет (в части даты выпуска QR-кодов до даты выпуска (производства) товара).

Поскольку каких-либо разъяснений и примеров судебной практики по данному вопросу не обнаружено, поэтому данный ответ представляет собой экспертное мнение, которое может отличаться от позиции иных специалистов и контролирующих органов. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

26 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) При этом для кода идентификации предусмотрены следующие статусы (п. 3 (2) Правил):

  • "эмитирован" - код маркировки предоставлен Оператором информационной системы мониторинга (ГИС МТ) участнику оборота товаров и подтверждает, что обувные товары не введены в оборот на территории РФ и могут быть ввезены на территорию РФ;
  • "в обороте" - означает, что маркированные обувные товары находятся в обороте. Если товар произведен за пределами РФ (за исключением обувных товаров, ввозимых из государств - членов ЕАЭС), такой статус устанавливается после выпуска обувных товаров таможенными органами для внутреннего потребления;
  • "выбыл" - обувные товары выведены из оборота.

*(2) Национальный каталог хранит информацию о товарах. Каждый артикул товара описывается в карточке, содержащей актуальную информацию о ключевых потребительских свойствах, разрешительной документации, весогабаритных и других характеристиках товара. Карточка товара аннулируется (получает статус в архиве) при снятии товара с производства. Товар, информация о котором содержится в Нацкаталоге, может выпускаться, например, сериями, поэтому дата формирования карточки товара и дата производства товара не совпадут.