Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Требования к аттракциону немеханизированному "тюбинговая горка"

Требования к аттракциону немеханизированному "тюбинговая горка"

АО для новогодних праздников приобрело для жителей города аттракцион немеханизированный "тюбинговая горка". Он представляет из себя виражную горку, на которой будут кататься дети и взрослые на тюбингах и без них. Данная горка имеет степень потенциального биомеханического риска RB-2. Т.е. среднюю степень потенциального биомеханического риска, что подразумевает вероятность причинения пассажиру (пассажирам) тяжкого вреда здоровью в результате биомеханических воздействий, т.е. пассажир при пользовании аттракционом может получить тяжелую травму.
1. Может ли АО начать эксплуатировать виражную горку сразу после подачи полного пакета документов на государственную регистрацию?
2. Какая наступит ответственность, если АО построит данный аттракцион и сразу начнет его эксплуатировать без государственной регистрации?
3. Нужна информация по количеству и местам размещения информационных щитов. Текст правил с закреплением зон ответственности.
4. Какие риски существуют для юридического лица и должностных лиц, закрепленных за этим аттракционом?
5. Нужна ли экспертиза промышленной безопасности на аттракцион немеханизированный "тюбинговая горка"?

1. Регистрация аттракциона в органе гостехнадзора

Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 г. N 114) установлены минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение.

В соответствии с п. 129 указанного ТР ЕАЭС 038/2016 регистрация (постановка на учет) аттракциона перед вводом в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Правительством Российской Федерации утверждены Правила государственной регистрации аттракционов (утверждены постановлением от 30.12.2019 N 1939, далее - Правила N 1939). Как указано в п. 3 данных Правил, государственная регистрация аттракционов осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора). Эксплуатант (ЮЛ или ФЛ, зарегистрированные в качестве ИП, осуществляющие эксплуатацию аттракциона на законных основаниях и использующие этот аттракцион для предоставления пассажирам развлекательных услуг) обязан зарегистрировать аттракцион в органе гостехнадзора по месту установки аттракциона (п. 4, п. 6). В случае изменения места установки ранее зарегистрированного нестационарного аттракциона он подлежит временной государственной регистрации в органе гостехнадзора по месту пребывания аттракциона.

При этом аттракцион подлежит государственной регистрации (временной государственной регистрации по месту пребывания) до ввода его в эксплуатацию, за исключением аттракционов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил (до 9 апреля 2020 г.) (п. 7 Правил N 1939).

В п. 18 Правил указан перечень документов для государственной регистрации аттракциона эксплуатантом или его представителем в орган гостехнадзора по месту установки аттракциона.

Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим региональный государственный надзор (гостехнадзор), является Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), которая также осуществляет функции по регистрации аттракционов (п. 6 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 29.09.2021 N 477).

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) утвердила своим приказом от 29.05.2020 N 01-01-08/44) Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации аттракционов (далее - Регламент).

Согласно п. 1.2 Регламента заявителями на предоставление государственной услуги являются: ЮЛ или ФЛ, зарегистрированные в качестве ИП, осуществляющие эксплуатацию аттракциона на законных основаниях и использующие этот аттракцион для предоставления пассажирам развлекательных услуг (далее - заявитель, эксплуатант). Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами гостехнадзора (п. 2.2).

Результатом предоставления государственной услуги является:

  • при государственной регистрации аттракциона: выдача свидетельства о государственной регистрации аттракциона, выдача государственного регистрационного знака и внесение записи в региональную информационную систему и в паспорт (формуляр) аттракциона (п. 2.4, 2.4.1).

Общий срок предоставления государственной услуги составляет 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги (п. 2.5).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления указан в пп. 2.7-2.8.2 Регламента.

В Регламенте также указан Перечень видов и типов аттракционов, которые регистрируются в территориальных органах гостехнадзора, которые соответствуют Приложению N 1 к TP ЕАЭС 038/2016 (п. 2.22 (среди них - немеханизированные горки; горки, спуски для детей, смотрите пп. 7-8 таблицы).

Смотрите также: приказ Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 30.06.2021 N 01-01-08/83 "Об утверждении формы проверочных листов Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), используемых при осуществлении надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов".

Таким образом, полагаем, что начать эксплуатацию виражной горки сразу после подачи полного пакета документов на государственную регистрацию нельзя. Необходимо дождаться регистрации аттракциона органом гостехнадзора республики Коми. 

2. Ответственность за эксплуатацию без регистрации 

Однозначный ответ дать затруднительно. Состав административного правонарушения, прямо предусматривающего ответственность за эксплуатацию аттракциона без регистрации его в органе гостехнадзора, в КоАП РФ не предусмотрен.

Тем не менее анализ судебной практики показывает, что в зависимости от наступивших последствий лица, эксплуатирующие аттракционы без регистрации, привлекаются по ст. 14.43 КоАП - "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" (смотрите, например, постановление Ленинского районного суда г. Томска Томской области от 19 июля 2022 г. по делу N 5-450/2022, в котором суд указал на то, что по смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности).

Смотрите также ст. 23.35 КоАП РФ.

Кроме того, эксплуатанта могут привлечь по ч. 1, ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ (смотрите пункт 43 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ):

- "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства";

- "Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации".

Ответственность за нарушение эксплуатации аттракционов может быть предусмотрена законами субъектов РФ об административных правонарушениях, однако в Законе Республики Коми от 30.12.2003 N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" нами не обнаружено соответствующего состава административного правонарушения. 

3. Информационные щиты (таблички) 

В соответствии с п. 79 ТР ЕАЭС 038/2016 при эксплуатации аттракционов необходимо (выдержки):

б) разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;

в) разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами). Информация составляется на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого эксплуатируется аттракцион;

г) иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами);

д) разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки. Табличка должна быть читаемой, защищенной от погодных воздействий и умышленных повреждений;

е) разместить рядом с пультом аттракциона таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона;

з) разместить необходимые эвакуационные знаки, план и мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле;

к) разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона;

л) разместить схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами);

м) разместить на рабочем месте обслуживающего персонала таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров.

Как указано в п. 24, п. 25 Правил N 1939, орган гостехнадзора для регистрации аттракциона проводит его осмотр, при котором осуществляются идентификация аттракциона визуальным методом, проверка наличия маркировки аттракциона и соответствия ее представленным документам и проверка наличия (выдержки):

а) размещенных перед входом на аттракцион правил пользования аттракционом для посетителей, а также правил обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы, информации об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами), информационной таблички, содержащей сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки;

б) средств для измерения роста и веса пассажиров (если эксплуатационными документами предусмотрены ограничения по росту и весу для пользования аттракционом);

в) размещенных рядом с пультом аттракциона табличек, содержащих сведения об основных технических характеристиках аттракциона;

г) схем загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами);

д) размещенных на рабочем месте обслуживающего персонала табличек, содержащих требования к персоналу, касающиеся порядка ежедневных проверок в отношении критичных компонентов и критичных параметров, основных правил по обслуживанию аттракциона;

ж) размещенных необходимых эвакуационных знаков;

з) плана и информации о мероприятиях по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле (в соответствии с эксплуатационными документами).

Смотрите также, наличие каких табличек (информации) проверяет гостехнадзор республики Коми на аттракционах (Проверочный лист для проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области технического состояния и эксплуатации аттракционов).

Также рекомендуем ознакомиться с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 33807-2016 "Безопасность аттракционов. Общие требования" (введен в действие приказом Росстандарта от 31.10.2016 N 1539-ст); Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54991-2012 "Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов" (утвержден приказом Росстандарта от 18.09.2012 N 335-ст). 

4. Риски для должностных лиц при эксплуатации аттракциона 

Однозначный ответ дать невозможно, риски привлечения к ответственности зависят от конкретного правонарушения и наступивших последствий, а также причинно-следственной связи между данным нарушением отраслевых требований и наступившими последствиями. Например, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, может повлечь привлечение к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ. Смотрите, например, постановление Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2023 г. по делу N 1-40/2023; приговор Свердловского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 24 января 2023 г. по делу N 1-68/2023). 

5. Экспертиза промышленной безопасности на аттракцион 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности, то есть она проводится в отношении опасных производственных объектов (ОПО).

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ (п. 1 ст. 2 Закон N 116-ФЗ).

При этом согласно приложению 1 к Закону N 116-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры (п. 3). Каких-либо упоминаний об аттракционах в действующем законодательстве о промышленной безопасности ОПО не содержится.

На это указывает и судебная практика: смотрите решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы по делу N 02а-0042/2020, в котором суд указал на то, что колесо обозрения является механизированным аттракционом, следовательно, требования Приказа Ростехнадзора N 533 "О правилах безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения", не распространяются на колесо обозрения, что также указывает на отсутствие у колеса обозрения признаков опасного производственного объекта. Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ "О промышленной безопасности ОПО", экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на ОПО. Так как инфраструктура, вокруг колеса обозрения не обладает характеристиками ОПО, а колесо обозрения не является техническим устройством, применяемым на ОПО, следовательно, проектная документация на устройство колеса обозрения не подлежит экспертизе промышленной безопасности, устройство колеса обозрения не относится к надзорной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того, Мосгосэкспертиза не признала необходимым получение заключения экспертизы промышленной безопасности на строительство колеса обозрения с Инфраструктурой (конец цитаты).

Смотрите также решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2019 г. по делу N 2-1241/2019; кассационное определение СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г. по делу N 8а-31916/2021[88а-30427/2021].

Таким образом, полагаем, что аттракцион немеханизированный "тюбинговая горка" не относится к опасным производственным объектам и не нуждается в экспертизе промышленной безопасности объектов ОПО. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

22 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.