Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП на УСН (объект налогообложения - "доходы") не ведет бухгалтерский учет, приобретает деревянную тару за наличный расчет у физических и юридических лиц, потом реализует ее по безналичному расчету юридическим лицам. Обязан ли он составлять документы по закупке тары у физических лиц, а также требовать документы от юридических лиц - продавцов тары? Может ли отсутствие документов от продавцов негативно сказаться на нем? Должен ли ИП применять ККМ при закупке у физических лиц деревянной тары (поддонов)?

ИП на УСН (объект налогообложения - "доходы") не ведет бухгалтерский учет, приобретает деревянную тару за наличный расчет у физических и юридических лиц, потом реализует ее по безналичному расчету юридическим лицам. Обязан ли он составлять документы по закупке тары у физических лиц, а также требовать документы от юридических лиц - продавцов тары? Может ли отсутствие документов от продавцов негативно сказаться на нем? Должен ли ИП применять ККМ при закупке у физических лиц деревянной тары (поддонов)?

В ранее предоставленных ответах (смотрите Вопрос: ИП занимается оптовой продажей деревянных поддонов (тара), применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". ... (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.) и Вопрос: ИП лично или через своих сотрудников (подотчетников) расплачивается наличными денежными средствами за товары, работы или услуги с физическими лицами. Покупает деревянные поддоны (тара) у физического лица. ... (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)) мы обозначили свое мнение касательно составляемых документов при приобретении поддонов у физических лиц. На наш взгляд, закупка у населения деревянной тары может быть оформлена самостоятельно разработанным ИП закупочным актом, который одновременно выполняет функции договора купли-продажи, акта о приеме-передаче товаров и является подтверждением получения продавцом денежных средств.
Что касается приобретения тары у организаций, то, допускаем, что могут оформляться договор купли-продажи, накладная (либо по унифицированной форме N ТОРГ-12, либо разработанная на основе унифицированной), счет-фактура (если стороны письменно не согласовали ее несоставление по подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
При этом применяемый объект налогообложения формально позволяет не фиксировать произведенные расходы по приобретению поддонов (смотрите, например, Энциклопедию решений. Учет и определение налоговой базы при УСН с объектом "доходы" (ноябрь 2022)). И потому ИП на УСН с объектом "доходы" не может быть привлечен по ст. 120 НК РФ за отсутствие документов, подтверждающих нефиксируемые в регистре налогового учета расходы (ст. 346.24 НК РФ, п. 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).
Тем не менее, на наш взгляд, формально есть повод говорить о возможности доначисления налога ИП, когда нет подтверждения возмездности сделки (п. 1 ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). В связи с этим полагаем опрометчивым неведение/нехранение "первички" при покупке поддонов у физических лиц. Косвенно это следует из решения АС Рязанской области от 27.06.2016 по делу N А54-1407/2016. При взаимодействии с организациями риск этого практически отсутствует, поскольку при расчетах наличными организации уже обязаны оформлять кассовые документы (п. 4 Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У), а при приеме наличных средств от ИП в сформированном организацией-пользователем ККТ кассовом чеке будут указаны ИНН и фамилия, имя, отчество ИП-клиента (п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ)). Тем самым при отсутствии документов у ИП контрольные мероприятия в этом случае могут быть проведены посредством истребования документов (информации) у контрагента - юридического лица.
По обязанности самого ИП использовать онлайн-кассу при расчетах с физлицами по приобретаемой у них за наличные таре в ранее направленном ответе мы обозначили свою экспертную позицию о том, что у индивидуального предпринимателя не возникает обязанности применять ККТ с учетом прямой нормы п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (при отнесении деревянной тары к утильсырью). В связи с этим хотим подчеркнуть, что после подготовки этой консультации были изданы письма ФНС России, в которых обозначен особый подход контролирующих данную сферу органов для ситуации приобретения товаров для перепродажи. Так, в письмах ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707, от 13.04.2020 N АБ-4-20/6201@ разъяснено для общего случая, что если деятельность организации или ИП направлена на приобретение товаров у физических лиц, в том числе с привлечением подотчетных лиц, и их дальнейшую реализацию, то при осуществлении выплат денежных средств физическому лицу за товар у организации (ИП) возникает обязанность в применении ККТ и, соответственно, в выдаче (направлении) "расходного" кассового чека (БСО). Одновременно с этим в единственном оперативно встреченном решении Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27.01.2020 по делу N 12-69/2020 суд не поддержал налоговый орган (речь шла о приобретении автомобиля у физического лица для последующей перепродажи; примеров судебной практики по обороту деревянной тары и (или) утильсырья (кроме металлолома) мы не обнаружили).
Не можем не отметить, что сторонние специалисты непосредственно на интересующий вопрос дают ответ, что осуществляемый в этом случае ИП вид деятельности относится к купле-продаже бывших в употреблении товаров; приобретаемые поддоны не могут рассматриваться в качестве утильсырья (вторсырья), и, соответственно, нет основания для освобождения от применения ККТ для такой деятельности (https://www.pbu.su/articles/37675).
Указанная неопределенность в экспертном сообществе вкупе с отсутствием контекстных официальных комментариев и несложившейся судебной практикой позволяет нам допускать возможность претензий со стороны налоговых органов. Поэтому для снижения риска применения к ИП административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ считаем целесообразным рекомендовать ему обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. ККТ: общие положения, кассовые документы, санкции за неприменение;
- Энциклопедия решений. Чеки ККТ на расходные операции (октябрь 2022);
- Вопрос: При осуществлении каких видов деятельности можно не применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), а также не оформлять бланки строгой отчетности и документы, подтверждающие прием денежных средств? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", апрель 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.