Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация (торговая сеть) заключает договор об участии в проекте, реализуемом правительством г. Москвы и союзом "Московская торгово-промышленная палата", который направлен на повышение уровня гражданской активности населения и увеличение потребительского спроса. Договор заключается с уполномоченным лицом (ООО). Организация - одни из партнеров проекта. Участники проекта - совершеннолетние граждане РФ, которые проголосовали на выборах с использованием дистанционных электронных каналов связи и получили уникальный промокод, который дает возможность оплаты товара в магазине выбранной сети в размере, эквивалентном номиналу промокода (1000 руб.). То есть организация продает товар на сумму номинала с использованием определенного вида оплаты. Согласно условиям договора если стоимость приобретенного товара меньше стоимости номинала промокода, промокод считается использованным полностью. При этом расчеты между партнером и уполномоченным лицом осуществляются за использованный номинал промокода в полном объеме (1000 руб.). Как расценивать разницу между номиналом промокода, за который организация получит оплату в полном размере от уполномоченного лица проекта, и реализованным товаром, если участник приобрел товар на сумму меньше номинала промокода? Какие налоги следует исчислить и уплатить, если реализуемые товары подлежат обложения НДС?

Организация (торговая сеть) заключает договор об участии в проекте, реализуемом правительством г. Москвы и союзом "Московская торгово-промышленная палата", который направлен на повышение уровня гражданской активности населения и увеличение потребительского спроса. Договор заключается с уполномоченным лицом (ООО). Организация - одни из партнеров проекта. Участники проекта - совершеннолетние граждане РФ, которые проголосовали на выборах с использованием дистанционных электронных каналов связи и получили уникальный промокод, который дает возможность оплаты товара в магазине выбранной сети в размере, эквивалентном номиналу промокода (1000 руб.). То есть организация продает товар на сумму номинала с использованием определенного вида оплаты. Согласно условиям договора если стоимость приобретенного товара меньше стоимости номинала промокода, промокод считается использованным полностью. При этом расчеты между партнером и уполномоченным лицом осуществляются за использованный номинал промокода в полном объеме (1000 руб.). Как расценивать разницу между номиналом промокода, за который организация получит оплату в полном размере от уполномоченного лица проекта, и реализованным товаром, если участник приобрел товар на сумму меньше номинала промокода? Какие налоги следует исчислить и уплатить, если реализуемые товары подлежат обложения НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если участник проекта, приобретая товар, соглашается с тем, что его цена (стоимость) меньше номинала промокода (1000 руб.), то выручку от реализации товара следует определять исходя из оплачиваемого номинала промокода (1000 руб.).
Налоговую базу по НДС при реализации такого товара следует определять исходя из суммы денежных средств, получаемых за реализованный товар по номиналу промокода (1000 руб.), без суммы НДС.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль

В соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, с учетом положений главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).
При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Выручка от реализации определятся исходя из согласованной сторонами сделки цены на товар (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 40 НК РФ). Если участник проекта, приобретая товар, соглашается с тем, что его цена меньше номинала промокода (1000 руб.), то выручку от реализации товара, по нашему мнению, следует определять исходя из оплачиваемого номинала промокода (1000 руб.).
При определении доходов из них исключаются суммы НДС, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров.

НДС

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров, если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Исходя из пп. 2.1, 10 ст. 154 НК РФ можно прийти к выводу, что налоговая база при реализации товаров может измениться (увеличиться либо уменьшиться), если согласовать с покупателем изменение стоимости (цены) товара.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщиков, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных ими в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Кроме того, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
С учетом указанных норм полагаем, что если участник проекта соглашается приобрести товар по стоимости (цене) меньше номинала промокода (1000 руб.), то налоговую базу по НДС при реализации такого товара следует определять исходя из суммы денежных средств, получаемых за реализованный товар по номиналу промокода (1000 руб.), без суммы НДС. То есть налоговая база по НДС должна быть увеличена на сумму получаемого дохода в виде разницы между суммой, подлежащей оплате за реализованный товар по Промокоду, и ранее установленной ценой на товар (смотрите письма Минфина России от 21.04.2022 N 03-03-06/1/36059, от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67724, письмо ФНС России от 19.03.2021 N СД-4-3/3651@ (п. 1)).
При этом Минфин России в письме от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67724 отметил, что классификация денежных средств (премий, вознаграждений) в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, что не относится к компетенции Минфина России.
Обращаем внимание, что в ответе выражено наше экспертное мнение, которое может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. К сожалению, официальными комментариями и судебной практикой, полностью соответствующими рассматриваемой ситуации, мы не располагаем. Рекомендуем организациям обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

25 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.