Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Какие документы должны входить в состав уголка потребителя в кафетерии?

Какие документы должны входить в состав уголка потребителя в кафетерии?

В первую очередь отметим, что понятие "уголок потребителя" в действующем законодательстве отсутствует. Это собирательное понятие, под которым понимается необходимый минимум информации, который организация, осуществляющая деятельность, связанную с предоставлением тех или иных услуг, или реализующая те или иные товары потребителям, должна иметь в открытом доступе*(1).
При этом требований к виду, в котором указанная информация предоставляется (копии документов, заверенные копии или подлинники), а также исчерпывающего перечня предоставляемой информации закон также не содержит.
По устоявшейся традиции организации оформляют уголок потребителя в виде стенда. Располагаться подобный стенд может в любом доступном для посетителей месте и в соответствии с п. 2 ст. 8 закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) должен содержать информацию на русском языке (по усмотрению исполнителя информация также может быть продублирована на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 2300-I исполнитель (продавец) должен предоставить потребителю информацию:
- о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа,
- фирменное наименование (наименование),
- место нахождения (адрес),
- режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.
Если вид деятельности, осуществляемый исполнителем (продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя (продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство (п. 2 ст. 9 Закона N 2300-I).
Кроме того, потребителю необходимо предоставить информацию о правилах продажи тех или иных товаров или правила оказания услуг (п. 2 ст. 10 Закона N 2300-I).
Как правило, в уголке потребителя можно найти экземпляр Закона N 2300-I, однако требование о его наличии также не зафиксировано ни одним нормативно-правовым актом.
Услуги общественного питания оказываются по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. N 1515 (далее - Правила). Согласно п. 9 Правил до сведения потребителей должна быть доведена также информация об оказываемых услугах:
- перечень услуг и условия их оказания;
- наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
Указанная информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг (п. 10 Правил), то есть в обязательном порядке размещать ее на информационном стенде не нужно.
Следует иметь в виду, что в кафетерии обязательно должна быть и предоставляться по первому требованию потребителя книга отзывов (п. 6 Правил).
Необходимо отметить, что действующим законодательством, требования о том, что книга отзывов должна быть на видном месте, не установлено.
Поэтому размещать данную книгу в уголке потребителя необязательно.
В соответствии с п. 5 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства от 16 сентября 2020 г. N 1479, в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее - объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
Планы эвакуации следует вывешивать на видных местах - на стенах помещений и коридоров, на колоннах - и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане (пп. 4.5.1, 6.2.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст).
Поскольку уголок потребителя должен находиться на видном месте, в его состав вполне может войти данный план.
Обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Отдельного нормативного акта, устанавливающего требования антитеррористической защищенности к предприятиям общественного питания, на сегодняшний день нет.
В то же время согласно абзацу 2 п. 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272, в перечень мест массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании не являются федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" или которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности (п. 29 данных Требований).
Таким образом, полагаем, что если кафетерий не относится к местам массового пребывания людей 1 и 2 категории, его владелец вправе по своему усмотрению оснастить этот объект соответствующим информационным стендом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

25 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ответственность за продажу товаров, оказание услуг при отсутствии установленной информации предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.