Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения (далее - ИП или физическое лицо), занимается оптовой и розничной продажей строительно-отделочных товаров. Выручка за 2020 год превышает один миллиард рублей, за 2019 год превышает 500 миллионов рублей. Каковы критерии отнесения физического лица к крупнейшему налогоплательщику? Как происходит постановка на учет ИП в качестве крупнейшего налогоплательщика? С какого периода физическому лицу может быть присвоен статус крупнейшего налогоплательщика?

Индивидуальный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения (далее - ИП или физическое лицо), занимается оптовой и розничной продажей строительно-отделочных товаров. Выручка за 2020 год превышает один миллиард рублей, за 2019 год превышает 500 миллионов рублей.
Каковы критерии отнесения физического лица к крупнейшему налогоплательщику? Как происходит постановка на учет ИП в качестве крупнейшего налогоплательщика? С какого периода физическому лицу может быть присвоен статус крупнейшего налогоплательщика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков не зависит от инициативы налогоплательщика и осуществляется без его участия.
Критерием является превышение суммарного объема полученных доходов ИП за отчетный период лимита в сумме 500 миллионов рублей в течение любых двух лет из предшествующих четырех лет. Доходы определяются без НДС.
Дата постановки на учет ИП в качестве крупнейшего налогоплательщика определяется графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных ФНС России.
Присвоение ИП статуса крупнейшего налогоплательщика не влияет на порядок налогового и бухгалтерского (если ИП ведет бухгалтерский учет) учета.

Обоснование вывода:
С 4 июля 2021 года наряду с юридическими лицами в качестве крупнейших налогоплательщиков начали ставить на налоговый учет и физических лиц. Правила и сроки учета последних аналогичны действующим для организаций. Постановка на учет организации или физлица в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется в соответствующей межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. После постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика организации или физлицу будет направлено уведомление об этом. С этого дня вступает в силу приказ Минфина России от 25.02.2021 N 26н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков" (далее - Особенности).
Согласно п. 1 Особенностей уполномоченный налоговый орган осуществляет постановку на учет лиц, указанных в абзаце первом этого пункта (в том числе физических лиц), в соответствии с перечнем крупнейших налогоплательщиков и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных ФНС России.
Пунктом 3.12 Положения об Управлении по крупнейшим налогоплательщикам Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России от 18.06.2020 N ЕД-7-22/390@, определено, что управление осуществляет работы по формированию в том числе списка физических лиц - крупнейших налогоплательщиков, а также формирует графики постановки на учет физических лиц - крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные (межрайонные) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, представляет эти графики на утверждение руководству ФНС России и осуществляет контроль за их исполнением.
Существуют Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, утвержденные приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@" (далее - Критерии), которые служат для определения крупнейших налогоплательщиков.
К физическим лицам, подлежащим налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, относятся физические лица, у которых суммарный объем полученных доходов за отчетный период превышает 500 миллионов рублей (п. 1 Критериев). Физическое лицо может быть отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за два года из предшествующих четырех лет (п. 8 Критериев (в редакции приказа ФНС России от 11.06.2021 N ЕД-7-22/563@)).
Крупнейшие налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 10). В полномочия инспекции входит исчисление (в т.ч. перерасчет) сумм налогов, подлежащих уплате в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств с направлением налоговых уведомлений, рассмотрение сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества крупнейших налогоплательщиков (письмо ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-21/6161@).
Крупнейшие налогоплательщики определяются на основании Справочника крупнейших налогоплательщиков РФ - физических лиц (КРУПФЛ), формирование, передача и поддержание в актуальном состоянии которого осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 14.04.2021 N ЕД-7-22/342@ (письмо ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-21/6161@).
Таким образом, физическое лицо - крупнейший налогоплательщик, состоящий на учете в налоговой инспекции пo месту своего жительства, подлежит постановке на налоговый учет в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 10. Процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков не зависит от инициативы налогоплательщика и осуществляется без его участия.
При этом последовательность действий налоговых органов следующая.
Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, уполномоченный налоговый орган (МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 10) направляет в налоговый орган по месту жительства физического лица, подлежащего постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о таком физическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах налогового органа по месту жительства физического лица (далее - сведения о физическом лице). Доступ к сведениям о физическом лице предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Уполномоченный налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения доступа к сведениям о физическом лице осуществляет постановку на учет такого физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика и выдает (направляет) ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с абзацем третьим п. 5.1 ст. 84 НК РФ. Датой постановки на учет физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям о физическом лице (п. 3 Особенностей).
К сожалению, в настоящее время отсутствуют официальные разъяснения по процедуре и критериям присвоения физлицам статуса крупнейшего налогоплательщика. В связи с этим мы можем лишь изложить свое экспертное мнение, основанное на аналогиях с организациями.
Полагаем, что если в график постановки на учет крупнейших налогоплательщиков ИП попадет в 2021 году, то в анализируемой ситуации налоговый орган для определения доходов имеет право выбрать любые два года из предшествующих четырех лет, в частности, 2019 и 2020 годы, по которым произошло превышение лимита 500 миллионов рублей.
По аналогии с доходами организаций величина доходов ИП должна определяться без НДС.
Отметим, что с 01.02.2020 в связи с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 21.01.2020 N ЕД-7-22/39@, достижение установленных показателей не означает, что организации автоматически будет присвоен статус крупнейшего налогоплательщика. Срок присвоения физлицу статуса крупнейшего налогоплательщика в настоящее время нормативно не определен.
Как ранее разъясняла ФНС России в письме от 08.10.2013 N АС-4-2/17970@, присвоение статуса крупнейшего налогоплательщика организации осуществляется не ранее чем через год после достижения им установленного значения финансово-экономического показателя. Если применить это разъяснение по аналогии, то, к примеру, если статус ИП определяется в 2021 году по показателям финансово-хозяйственной деятельности за 2019 и 2020 (а также 2018 и 2017) годы, то статус крупнейшего налогоплательщика может быть присвоен ИП не ранее 2022 года.
Вместе с тем это разъяснение основано на п. 7 Критериев в одной из предыдущих редакций, где было сказано, что организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. В последующем положение о том, что показатель определяется по итогам любого года из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, присутствовало в п. 8 Критериев и сохранялось вплоть до 1 февраля 2021 года (слова "не считая последнего отчетного года" исключены приказом ФНС России от 21.01.2020 N ЕД-7-22/39@, а затем приказом ФНС России от 11.06.2021 N ЕД-7-22/563@ в п. 8 Критериев добавлено предложение о физических лицах).
В настоящее время действующая редакция п. 7 и п. 8 Критериев таких положений не содержит. К тому же все предыдущие редакции Критериев касались организаций, а не физлиц. Поэтому приходится констатировать только то, что, как сказано в п. 3 Особенностей, датой постановки на учет физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе (МИ ФНС N 10) является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям о физическом лице. Представляется, что вся процедура определяется графиком (п. 1 Особенностей) и не исключает постановки ИП на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика не с начала года. Официальных разъяснений в этой части нами не обнаружено.
Присвоение ИП статуса крупнейшего налогоплательщика не влияет на порядок налогового и бухгалтерского (если предприниматель ведет бухгалтерский учет) учета.
При этом НК РФ предусмотрены особенности уплаты налогов и подачи отчетности крупнейшими налогоплательщиками (п. 3 ст. 80 НК РФ, смотрите Энциклопедию решений. Уплата налогов и представление отчетности крупнейшими налогоплательщиками и их обособленными подразделениями; Вопрос: Компания является крупнейшим налогоплательщиком и имеет обособленные подразделения. До 1 января 2017 г. подразделения самостоятельно начисляли выплаты своим работникам, а также уплачивали страховые взносы и сдавали расчеты во внебюджетные фонды по месту своего нахождения. В каком порядке в этом году они должны уплачивать взносы и сдавать отчетность? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 4, апрель 2017 г.); письмо Минфина России от 30.01.2017 N 03-15-06/4424).
Как сказано выше, в соответствии с пп. 2, 2.1, 4 ст. 52 НК РФ, п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 4 ст. 397 НК РФ, п. 2 ст. 409 НК РФ и п. 6.8 приказа ФНС России от 23.07.2021 N ЕД-7-4/679@ полномочия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 предусматривают исчисление (в т.ч. перерасчет) сумм налогов, подлежащих уплате крупнейшими налогоплательщиками в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, с направлением налоговых уведомлений. В налоговом уведомлении проставляется код МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 в таблицах расчетов (перерасчетов) налогов, проведенных этим налоговым органом в АИС ФНС России.
То есть с 01.07.2021 исчисление (в т.ч. перерасчет) транспортного налога, подлежащего уплате крупнейшими налогоплательщиками - физическими лицами, осуществляется МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 10.
Аналогично с 01.07.2021 исчисление (в т.ч. перерасчет) налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате крупнейшими налогоплательщиками, осуществляется МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (письмо ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-21/6161@).

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков;
- Энциклопедия решений. Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам;
- Порядок учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков распространен на физлиц (Новости бухучета и налогообложения за январь-июнь 2021 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

18 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.