Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Компания - ООО с единственным учредителем - резидентом Чехии до 10 августа 2020 года не являлась малым предприятием. 10 августа 2020 года была включена в Реестр субъектов малого предпринимательства. Какие виды предоставляемых льгот по налогообложению ей положены? Какова дата начала применения льгот по применению пониженных тарифов страховых взносов? На какие еще положенные преференции в сфере бухгалтерского и налогового учета можно рассчитывать?

Компания - ООО с единственным учредителем - резидентом Чехии до 10 августа 2020 года не являлась малым предприятием. 10 августа 2020 года была включена в Реестр субъектов малого предпринимательства.
Какие виды предоставляемых льгот по налогообложению ей положены? Какова дата начала применения льгот по применению пониженных тарифов страховых взносов? На какие еще положенные преференции в сфере бухгалтерского и налогового учета можно рассчитывать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты малого предпринимательства имеют ряд преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами, в том числе и в сферах налогового и бухгалтерского учета. Кроме того, в 2020 году был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку таких субъектов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В частности, в рассматриваемом случае организация имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 августа 2020 года.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При этом в Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н - п.п. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности", п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Обращаем внимание, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, и другие экономические субъекты, поименованные в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-Ф.

Налоговый учет

1. Страховые взносы

Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее также - МСП), введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (ст.ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ):
1) на обязательное пенсионное страхование:
а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;
б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 процента.
Аналогичные поправки внесены в ст. 427 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) (смотрите ст.ст. 2 и 4 Закона N 102-ФЗ), они вступят в силу с 1 января 2021 года и предполагается, что будут действовать бессрочно.
На 01.01.2020 МРОТ установлен в сумме 12 130 рублей в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ). Отметим, что МРОТ для целей расчета взносов применяется в фиксированной величине без учета районных коэффициентов (смотрите информацию ФНС России от 29.04.2020).
В этой связи при исчислении страховых взносов по итогам месяца субъект МСП к части выплат, равной МРОТ (12 130 рублей), применяет общий тариф страховых взносов - 30 процентов (ст. 425 НК РФ). Страховые взносы с этой величины, соответственно, будут равны 3639 рублей. К выплатам, превышающим эту величину, применяется уже пониженный тариф - 15 процентов.
Например, при зарплате сотрудника 50 000 рублей в месяц превышение составит 37 870 рублей, а сумма взносов с этой части соответственно 5680 рублей 50 копеек. Всего будет начислено взносов за месяц - 9319 рублей 50 копеек вместо 15 000 рублей, если считать "по старым правилам".
По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП). При этом пониженные тарифы применяются с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП (письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@). Соответственно, в рассматриваемом случае организация имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 августа 2020 года.
Отметим, что формулировки ст.ст. 5, 6 Закона N 102-ФЗ, как и формулировки ст. 427 НК РФ и ст. 33 Закона N 167-ФЗ в будущих редакциях (п. 9 ст. 2, ст. 4 Закона N 102-ФЗ) предполагают возможность распространения рассматриваемых пониженных тарифов, в том числе на выплаты, производимые застрахованным физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Подробнее о пониженных тарифах для субъектов МСП смотрите в Энциклопедии решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году.
А о том, как заполнить расчет по страховым взносам при применении пониженных тарифов: Энциклопедию решений. Заполнение Расчета по страховым взносам субъектами малого и среднего предпринимательства при применении пониженных тарифов (с отчета за полугодие 2020 г.) и Энциклопедию решений. Заполнение Расчета по страховым взносам при превышении предельной величины базы для исчисления страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства.

2. Налог на имущество организаций

На территории г. Москвы налог на имущество организаций установлен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64). При этом ст. 4.1 указанного Закона предусмотрены определенные налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В частности, в силу части 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:
1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в п.п. 1 и 2 части 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.

3. Иные налоговые преференции для субъектов малого предпринимательства, пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции

В 2020 году для субъектов МСП предусмотрен также и ряд специальных налоговых преференций. Например:
- перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики");
- освобождение от исполнения обязанностей по уплате некоторых налогов, исчисленных за 2 квартал (полугодие) 2020 года и применение нулевых тарифов страховых взносов, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года (Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Полный список таких мер поддержки смотрите в материале Меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии COVID-19 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.).
Однако практически все эти преференции касаются только организаций субъектов МСП, пострадавших в связи с распространением COVID-19. При этом отнесение субъекта к категории пострадавших осуществляется, как правило, по коду основного ОКВЭД организации, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. Код ОКВЭД 73.11 Деятельность рекламных агентств в данном перечне не значится, следовательно, к категории субъектов, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, организация не относится и претендовать на рассматриваемые меры поддержки не может.

Кассовая дисциплина

Порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание).
В соответствии с абзацем первым п. 2 Указания для ведения кассовых операций юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в его кассе, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. Иными словами, для юридических лиц предусмотрена обязанность по установлению лимита остатка наличных денег. Исключением являются субъекты малого предпринимательства, которые, согласно абзацу десятому п. 2 Указания, лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (смотрите также письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338).
Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

13 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.