Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Можно ли отнести ООО (создано в 2020 году), целью которого является коммерческая деятельность (ОКВЭД 72.20), к субъектам малого предпринимательства, если 100% уставного капитала принадлежат автономной некоммерческой организации, целью которой являются научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук (ООО по остальным критериям является микропредприятием - среднесписочная численность не более 15 человек, доход - не более 120 млн. руб.)?

Можно ли отнести ООО (создано в 2020 году), целью которого является коммерческая деятельность (ОКВЭД 72.20), к субъектам малого предпринимательства, если 100% уставного капитала принадлежат автономной некоммерческой организации, целью которой являются научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук (ООО по остальным критериям является микропредприятием - среднесписочная численность не более 15 человек, доход - не более 120 млн. руб.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае ООО не относится к субъектам МСП.

Обоснование позиции:
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - СМП) определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, хозяйственное общество, в том числе общество с ограниченной ответственностью, может быть признано субъектом МСП в том случае, если в отношении него соблюдаются условия, определенные в ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Анализ положений указанной статьи показывает, что для признания общества субъектом МСП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:
1) подпадало хотя бы под один из признаков, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не должен превышать двух миллиардов рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ общество может быть признано малым или средним предприятием в том случае, если суммарная доля участия в нем РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%. При этом ограничение в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется, в частности, на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах "б"-"д", "ж" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
В силу процитированной выше ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ из всех существующих видов некоммерческих организаций субъектами малого предпринимательства могут являться только потребительские кооперативы. Автономные некоммерческие организации в принципе не могут быть признаны субъектами МСП даже в том случае, если в отношении них соблюдаются условия о численности, выручке и составе учредителей. Смотрите дополнительно постановление пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 N 05АП-10345/15.
Поскольку в рассматриваемом случае единственным участником общества, обладающим 100% долей в его уставном капитале, является российское юридическое лицо, не являющееся субъектом МСП, решающее значение приобретает соответствие ООО хотя бы одному из условий, поименованных в подпунктах "б"-"д", "ж" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Анализ данных норм свидетельствует о том, что указанное в вопросе ООО данным условиям не отвечает и, соответственно, не может быть признано субъектом МСП.
Поясним. Подпункт "б" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не может быть применен, поскольку он касается только акционерных обществ, т.е. на ООО не распространяется. В пп. "г" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ поименованы хозяйственные общества, получившие статус участника проекта "Сколково", в рассматриваемом случае такого статуса у ООО нет.
Что касается пп.пп. "в", "д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, то они не могут быть применимы к ООО потому, что распространяются лишь на те хозяйственные общества, учредителями которых выступают указанные в этих пунктах юридические лица:
- бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования (пп. "в" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Учредители - автономные некоммерческие организации в данной норме не поименованы;
- юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (пп. "д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Как мы поняли, автономная некоммерческая организация в такой перечень не включена;
- общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) (пп. "ж" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Очевидно, что и под это условие автономная некоммерческая организация не подпадает.

К сведению:
Статьями 5, 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, введены пониженные тарифы страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр).
Таким образом, из буквального прочтения п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ следует, что для того, чтобы организация относилась к субъекту МСП, необходимо не только выполнение условий, предусмотренных ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, но и сведения о такой организации должны быть внесены в Реестр (письмо ФНС России от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@). Налоговое ведомство неоднократно разъясняло, что плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в Реестр (письма ФНС России от 05.06.2020 N БС-4-11/9316@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@, от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155).
Как видим, исходя из логики законодательства, право на налоговые преференции возникает только в случае присутствия налогоплательщиков в Реестре.
В силу ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение Реестра осуществляется ФНС России (письмо Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д05и-582). Внесение сведений о юридических лицах и об ИП в Реестр и исключение таких сведений из него осуществляются в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. В общем случае сведения о юридических лицах и об ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, вносятся в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Вместе с тем сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, вносятся в Реестр 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве ИП. При этом внесение в Реестр сведений о таких юридических лицах и ИП осуществляется без учета условий о выручке и численности (п. 2 части 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В рассматриваемом случае ООО является вновь созданным в 2020 году юридическим лицом, соответственно, сведения о нем должны быть включены в Реестр до 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании.
Проверить, включено ли предприятие в Реестр, возможно по ссылке: https://rmsp.nalog.ru/search.html?mode=quick. Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления (ч.ч. 5, 9 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

3 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.