Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель получает доход следующими способами: 1) от юридического лица - с расчетного счета на расчетный счет; 2) от юридического лица - с расчетного счета на карту; 3) от физического лица - с карты через банкомат на расчетный счет; 4) от физического лица - с карты через эквайринг на расчетный счет; 5) от физического лица - наличные денежные средства через кассу банка на расчетный счет; 6) от физического лица - с карты через банк-онлайн на расчетный счет; 7) от физического лица - с карты (банк-онлайн, банкомат) на карту; 8) от физического лица - наличные денежные средства через банкомат на карту; 9) от физического лица - наличные денежные средства через банкомат на расчетный счет. В каких случаях ИП обязан применять онлайн-кассу с позиции получения денежных средств указанными способами расчета (без учета системы налогообложения и вида деятельности)?

Индивидуальный предприниматель получает доход следующими способами: 1) от юридического лица - с расчетного счета на расчетный счет; 2) от юридического лица - с расчетного счета на карту; 3) от физического лица - с карты через банкомат на расчетный счет; 4) от физического лица - с карты через эквайринг на расчетный счет; 5) от физического лица - наличные денежные средства через кассу банка на расчетный счет; 6) от физического лица - с карты через банк-онлайн на расчетный счет; 7) от физического лица - с карты (банк-онлайн, банкомат) на карту; 8) от физического лица - наличные денежные средства через банкомат на карту; 9) от физического лица - наличные денежные средства через банкомат на расчетный счет. В каких случаях ИП обязан применять онлайн-кассу с позиции получения денежных средств указанными способами расчета (без учета системы налогообложения и вида деятельности)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Получение денежных средств от юридических лиц на расчетный счет индивидуального предпринимателя (далее - ИП) при расчетах за товары (работы, услуги), в том числе при указании номера платежной карты вместо номера расчетного счета, не требует от ИП применения контрольно-кассовой техники.
Получение денежных средств от физических лиц (не являющихся ИП) на расчетный счет индивидуального предпринимателя при расчетах за товары (работы, услуги), в том числе при указании номера платежной карты вместо номера расчетного счета, с применением электронных средств платежа требует от ИП применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Закон N 54-ФЗ не содержит определения электронных средств платежа (далее - ЭСП). Исходя из положений Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" расчетами с использованием ЭСП признаются безналичные расчеты с использованием для перевода денежных средств:
- информационно-коммуникационных технологий (например, оплата с использованием клиент-банка, онлайн-банка и аналогичных программных средств кредитной организации, используемых ее клиентами для управления своими расчетными счетами дистанционно);
- электронных носителей информации (например, платежной карты, используемой для оплаты через банкомат, кредитное учреждение, в Интернете на специальных сайтах - так называемых платежных агрегаторов, в которых можно осуществить оплату путем указания данных платежной карты (номер и CVV-код), и подтверждения платежа);
- иных технических устройств. Осуществление оплаты через банкомат формально подпадает под определение "расчеты с применением ЭСП", однако разъяснений контролирующих органов, подтверждающих (или опровергающих) данный вывод, мы не обнаружили.
По нашему мнению, осуществление расчетов посредством подачи физическим лицом поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу ИП не требует применения ККТ. Однако Минфин России придерживается противоположного мнения, приравнивая указанный вид расчетов к расчетам с применением ЭСП, которые требуют применения ККТ.
Обращаем внимание, что направленным 22.06.2018 на подписание проектом федерального закона N 344028-7 планируется освободить до 1 июля 2019 организации и ИП от применения ККТ при осуществлении расчетов с физическими лицами (не являющимися ИП) в безналичном порядке. Одновременно указано, что данное освобождение не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа.
Определения "расчеты с использованием электронных средств платежа" текст законопроекта также не содержит. То есть фактически если учитывать ранее изданные разъяснения Минфина, то планируемое освобождение до 01.07.2019 от применения ККТ "при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа)", не может быть применено на практике.
Контролирующим органам необходимо дополнительно разъяснить: что для целей Закона N 54-ФЗ (в редакции указанного проекта, если он будет подписан) является расчетами в безналичном порядке, а что - расчетами с использованием ЭСП. Поскольку исходя из существующих разъяснений финансистов эти два вида расчетов идентичны и требуют применения ККТ уже с 01.07.2018.
В связи с чем указанное ниже является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения контролирующих органов.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что 21 июня 2018 был утвержден текст Проекта федерального закона N 344028-7, которым вносятся существенные изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Проект и Закон N 54-ФЗ), и 22.06.2018 направлен в Совет Федерации*(1).
Данным Проектом предлагается понятие "расчеты" распространить на "прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок"*(2).
Таким образом, если данный нормативный акт вступит в силу в рассматриваемой редакции, представляется, что обязанность по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) возникнет в любом случае получения безналичной оплаты независимо от способа (электронные средства платежа, платежное поручение в электронном виде, оплата через банкоматы).
При этом не должна применяться ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке (за исключением осуществляемых расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (далее - ИП)
Напомним, что согласно действующей редакции п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ также не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями*(3).
Обращаем внимание на п. 4 ст. 4 Проекта, текст которого приведем полностью:
"Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года".
Таким образом, Проектом предлагается продлить право на неприменение ККТ до 01.07.2019 для организаций и ИП при осуществлении расчетов с физическими лицами (не ИП), в безналичном порядке. Однако из безналичных расчетов исключены расчеты с использованием электронных средств платежа для целей применения указанного освобождения.
То есть указанная в п. 4 ст. 4 Проекта отсрочка от применения ККТ не распространяется на "расчеты с использованием электронных средств платежа". Отметим, что вопросы применения ККТ при расчетах электронными средствами платежа, особенно без применения устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, в настоящее время законодательно не урегулированы. Каких-либо конкретных разъяснений официальных органов обнаружить не удалось. При этом текст Проекта не содержит норм, которые давали бы четкое понимание, что считать расчетами "с использованием электронных средств платежа".
Напомним, что Минфин России, основываясь на положениях действующей редакции Закона N 54-ФЗ, в своих разъяснениях указывал, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию (письма от 15.08.2017 N 03-01-15/52356, от 28.04.2017 N 03-01-15/26324).
В письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 представители Минфина России отметили, в частности, что ККТ применяется в случае оплаты товаров (работ, услуг) покупателями (клиентами) - физическими лицами (с учетом исключения, указанного в п. 9 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (индивидуального предпринимателя).
Из этих разъяснений не вполне ясно, считают ли специалисты финансового ведомства необходимым применение ККТ продавцом в случае оплаты покупателем (клиентом) товаров (работ, услуг) посредством оформления платежного поручения только с использованием электронных средств платежа или в любых других ситуациях.
ФНС России со ссылкой на позицию Минфина России также подчеркивает, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении необходимости применять ККТ при осуществлении оплаты электронными средствами платежа через кредитную организацию, в том числе посредством платежного поручения (письма от 30.08.2017 N АС-4-20/17256, от 06.07.2017 N ЕД-3-20/4592@).
Таким образом, ни действующая редакция Закона N 54-ФЗ, ни Проект не содержат определений "расчеты с использованием электронных средств платежа" (далее - ЭСП) и "расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением". Имеющиеся на данный момент разъяснения Минфина России и налоговых органов не вносят ясность в данный вопрос.
По нашему мнению, расчеты с применением ЭСП можно условно разделить на два вида:
- расчеты с применением ЭСП в сети Интернет - указанные в п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ расчеты, при осуществлении которых может использоваться специальная ККТ, зарегистрированная в установленном порядке;
- все прочие расчеты с применением ЭСП (под которые подпадают, например, расчеты с использованием онлайн-банка, мобильного банка и платежного поручения, если учитывать мнение Минфина России и считать такой способ расчета "расчетом с использованием ЭСП").
Исходя из определения электронных средств платежа, представленного в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), отличительной чертой ЭСП является использование для перевода денежных средств:
- информационно-коммуникационных технологий;
- электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
- иных технических устройств.
Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. Оператором по переводу денежных средств признается организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.
Что касается перевода денежных средств банком отметим следующее. Пунктом 1.9 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П) предусмотрено, что перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (отправителей распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Пункт 1.1 Положения N 383-П предусматривает осуществление перевода денежных средств в рамках следующих форм безналичных расчетов:
- расчетов платежными поручениями;
- расчетов по аккредитиву;
- расчетов инкассовыми поручениями;
- расчетов чеками;
- расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
- расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
Таким образом, банковское законодательство предусматривает, что расчеты платежными поручениями и расчеты в форме перевода электронных денежных средств являются разными видами безналичных расчетов.
Банковские (платежные) карты являются электронными средствами платежа согласно п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием". При этом отметим, что предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета (п. 1.8 указанного Положения)
Системы дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг"), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются электронными средствами платежа (п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950). При использовании системы дистанционного банковского обслуживания перевод денежных средств осуществляется банком по распоряжениям клиента в электронном виде (п. 1.9 Положения N 383-П). Такие сервисы, в силу п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, признаются электронными средствами платежа, расчеты при помощи которых производятся в сети Интернет.
В связи с чем с 01.07.2018 (в соответствии с действующей редакцией Закона N 54-ФЗ) обязательно применение ККТ при осуществлении безналичных расчетов с физлицами (не являющимися ИП) с использованием:
- систем дистанционного банковского обслуживания (письма Минфина России от 28.09.2017 N 03-01-15/63180, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850);
- платежной карты (например, при использовании ее на специальных сайтах в сети Интернет, позволяющих осуществить оплату путем указания данных платежной карты и подтверждения платежа);
- "электронных кошельков", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения;
- операторов электронных денежных средств (перечень операторов представлен на сайте ЦБ РФ по адресу: http://www.cbr.ru/PSystem/oper_zip/ (смотрите также информационное письмо Банка России от 11.03.2016 N ИН-017-45/12));
- любых иных информационно-коммуникационных технологий (программ), технических устройств.
То есть не требует применения ККТ осуществление безналичных расчетов без применения информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации и иных технических устройств. Например, при оплате через кредитную организацию посредством платежного поручения. Однако, как указывалось выше, Минфин России (с которым согласилась и ФНС России) оплату, совершенную через банк путем представления платежного поручения лично в отделении банка (то есть без использования указанных выше программ, устройств и т.п.), приравнивает для целей применения Закона N 54-ФЗ к ЭСП.
Отметим, что в соответствии с п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ банкомат - это автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.
В связи с чем полагаем, что осуществление оплаты через банкомат подпадает под понятие "расчеты с использованием ЭСП", что требует применения ККТ организацией - получателем денежных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

25 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее с текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте по адресу: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/344028-7. 
*(2) Отметим, что в случае подписания данного Проекта под расчетами также будут пониматься "прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги".
*(3) То есть при осуществлении указанными лицами наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением требуется применение ККТ в общем порядке.