За бюджетным образовательным учреждением закреплено на праве оперативного управления нежилое здание (учебный корпус). Свидетельство о государственной регистрации права получено учреждением в феврале 2011 года (документы были сданы 18.01.2011).
Здание было построено в 1958 году и находилось в собственности муниципального образования, оно не имеет какой-либо балансовой стоимости. Учреждение обязали провести оценку рыночной стоимости здания для постановки его на баланс. Рыночная стоимость здания составила 35 млн. руб.
Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать при принятии здания на баланс, если в акте приема-передачи нет суммы ранее начисленной амортизации?

31 марта 2011

По общему правилу при получении объектов государственного имущества от любых государственных организаций (органов власти) учреждения (получатели бюджетных средств) принимают их к бухгалтерскому учету по балансовой (фактической) стоимости с одновременным отражением, в случае наличия, суммы начисленной амортизации (п. 29 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной казны осуществляются учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны (п. 94 Инструкции N 157н).
Таким образом, если при приеме-передаче объекта недвижимого имущества Ваше учреждение не получило какие-либо данные, необходимые для принятия имущества к учету в соответствии с требованиями п.п. 29, 94 Инструкции N 157н, прежде всего желательно направить в уполномоченные органы соответствующие запросы.
И только в том случае, если в ответ на данные запросы будет получено письменное заключение о невозможности предоставления информации, недвижимое имущество может быть принято к учету в порядке, отличном от установленного п.п. 29, 94 Инструкции N 157н.
Именно такой подход, по нашему мнению, поможет избежать возможных претензий со стороны контролирующих органов.
Таким образом, при выполнении указанного выше условия, руководствуясь положениями п.п. 25, 31 Инструкции N 157н, Ваше учреждение обоснованно может принять к бухгалтерскому учету объект недвижимости по его текущей рыночной стоимости. Считаем, что в этом случае полностью будут выполнены требования п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по формированию в бухгалтерском учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
Кроме того, учитывая тот факт, что принимаемое к учету здание ранее уже эксплуатировалось, дата окончания срока его полезного использования определяется в общеустановленном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта (смотрите последний абзац п. 44 Инструкции N 157н).
А расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции N 157н).
Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует понимать, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н, п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н).
При этом из содержания Инструкции N 157н следует, что данное правило применимо как к объектам основных средств, так и к объектам, учитываемым в составе имущества казны.
Учитывая указанные выше нормы Инструкций N N 157н, 162н, а также положения п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", представляется возможным сделать следующий вывод: порядок отражения поступившего здания в рассматриваемой ситуации должен "корреспондировать" с порядком отражения данного объекта в учете передающей стороны.
Иными словами, должна быть исключена возможность отражения стоимости одного и того же объекта в балансовом учете двух субъектов учета (передающей и принимающей стороны).
Таким образом, до получения Вашим учреждением документов, подтверждающих обоснованное списание здания с учета передающей стороны, данный объект может быть учтен только на отдельном забалансовом счете, использование которого может быть предусмотрено учетной политикой.
Документами, на основании которых объект может быть принят к балансовому учету, являются:

  • Извещение (форма 0504805);
  • Акт приема-передачи;
  • копии документов, подтверждающих прекращение права оперативного управления передающей стороны на объект.

Обратите внимание, что если объект учитывался у передающей стороны в составе основных средств, то, по мнению специалистов финансового ведомства, до государственной регистрации права оперативного управления новым балансодержателем он обоснованно может учитываться на счете 10700 "Нефинансовые активы в пути"1. При этом после государственной регистрации права оперативного управления может быть доначислена амортизация за время учета объекта на данном счете.
В то же время из вопроса следует, что объект на дату передачи в Ваше учреждение не имеет какой-либо балансовой стоимости и, следовательно, не учитывался в составе основных средств. Кроме того, Ваша организация не располагает достоверными данными об учете получаемого имущества, например, в составе капитальных вложений передающей стороны.
При таких условиях наиболее обоснованным считаем принятие объекта к балансовому учету только на основании документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления на данное здание. В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (п.п. 25, 38, 48, 130 Инструкции N 157н; п.п. 7, 31 Инструкции N 162н) 2:

Дебет КРБ 110611310 Кредит КРБ 130200730, 120800660
- отражены дополнительные расходы, произведенные учреждением в связи с безвозмездным получением объекта основных средств;

Дебет КРБ 110611310 Кредит КДБ 140110180
- после государственной регистрации права оперативного управления отражена текущая рыночная стоимость полученного имущества (с одновременным списанием соответствующей суммы с забалансового учета) 3;

Дебет КРБ 110112310 Кредит КРБ 110611310
- после государственной регистрации права оперативного управления нежилое здание принято к учету в качестве основного средства.

Начисление амортизации по данному объекту отражается в бюджетном учете в общеустановленном порядке, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, линейным способом до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета) ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации, исчисленной исходя из балансовой стоимости и срока полезного использования, исчисленного с учетом срока фактической эксплуатации объекта (с 1958 года) (п. 85, 86 Инструкции N 157н).
Обратите внимание, что в том случае, если на момент принятия к учету здания срок его фактической эксплуатации превышает срок полезного использования, рассчитанный в общеустановленном порядке (то есть без учета срока фактической эксплуатации), амортизацию по данному объекту следует начислить единовременно в размере 100% балансовой стоимости в следующем месяце после принятия указанного здания к бухгалтерскому учету в качестве основного средства4.

К сведению:
Рассматривая порядок исчисления налога на имущество коммерческими организациями специалисты Минфина России неоднократно указывали, что регистрация права на имущество не является критерием отнесения его к основным средствам. Исходя из этого делался вывод: объект недвижимости, который отвечает требованиям отнесения имущества к основным средствам и фактически эксплуатируется, подлежит учету в составе основных средств и, следовательно, облагается налогом на имущество (смотрите, например, письма Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28, решение ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07, определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 758/08).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

9 марта 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


1 Смотрите письмо Минфина России от 01.03.2011 N 02-06-07/733.
2 Смотрите также письмо Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765.
3 Если учреждение будет располагать документами, подтверждающими, что имущество впервые принимается к балансовому учету в "бюджетном секторе", то данная проводка обоснованно может быть сделана на основании Акта приема-передачи до регистрации права оперативного управления на здание.
4 Вопрос: Бюджетное учреждение в 2009 году безвозмездно получило от органа по управлению государственным имуществом нежилое здание, являющееся объектом культурного наследия регионального значения. В 2009 году учреждение зарегистрировало право оперативного управления на данное нежилое здание. В акте о приеме-передаче здания (сооружения) по унифицированной форме N ОС-1а, полученном от организации-сдатчика, указано следующее: - дата ввода в эксплуатацию - "до 1900 г."; - фактический срок эксплуатации (лет, месяцев) - "свыше 100 лет"; - сумма начисленной амортизации (износа), руб.; - остаточная стоимость, руб.; - стоимость приобретения (договорная стоимость) руб... ("Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2010 г.).