Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральному образовательному учреждению предоставлена субсидия в целях выплаты ежемесячного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство. Допустимо ли выплачивать за счет этой субсидии отпускные и пособия по временной нетрудоспособности (в части, приходящейся на указанное вознаграждение)?

Федеральному образовательному учреждению предоставлена субсидия в целях выплаты ежемесячного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство. Допустимо ли выплачивать за счет этой субсидии отпускные и пособия по временной нетрудоспособности (в части, приходящейся на указанное вознаграждение)?

Федеральное образовательное учреждение выплачивает своим педагогическим работникам ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство за счет субсидии на иные цели, предоставленной по коду 01-17. Эта выплата учитывается при исчислении как среднего заработка (для расчета отпускных), так и пособия по временной нетрудоспособности.
Насколько правомерно будет выплачивать педагогическим работникам отпускные, а также пособия по временной нетрудоспособности (в части, приходящейся на ранее выплаченные работнику вознаграждения за классное руководство) за счет средств этой субсидии? Могут ли такие расходы расцениваться в качестве нецелевых?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При указанных обстоятельствах выплата федеральным государственным учреждением педагогическому работнику отпускных и пособия по временной нетрудоспособности за счет рассматриваемой субсидии сопряжена с риском квалификации таких расходов в качестве нецелевых.

Обоснование позиции:

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии автономным (бюджетным) учреждениям на иные цели, то есть на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (далее также - целевые субсидии).

Субсидии федеральным автономным (бюджетным) учреждениям в целях выплаты ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных организаций, ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (куратора) педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставляются по коду 01-17 (смотрите Перечень - приложение N 2 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 13 декабря 2017 г. N 226н).

Ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных организаций, а также педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, выплачивается на основании постановления Правительства России от 30 декабря 2005 г. N 850 и в определенном этим же актом размере.

Согласно подп. "г"-"д" п. 9 Разъяснений, доведенных письмом Минпросвещения России от 6 декабря 2023 г. N АБ-5037/05, указанное ежемесячное денежное вознаграждение является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с чем оно учитывается при расчете среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 24 декабря 2007 г. N 922, а равно при исчислении пособий по временной нетрудоспособности.

Однако, разрешая вопрос о допустимости использования рассматриваемой целевой субсидии для выплаты педагогическому работнику среднего заработка и пособия по временной нетрудоспособности, следует прежде всего учитывать, что предоставление федеральным государственным учреждениям субсидии на иные цели осуществляется по общему правилу в соответствии с нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя (абзац четвертый п. 1 ст. 78.1 БК РФ; п. 37 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. N 1496).

В частности, правила определения объема и условия предоставления Росавиацией из федерального бюджета подведомственным федеральным автономным (бюджетным) учреждениям субсидий на иные цели установлены Порядком, утвержденным приказом Росавиации от 9 декабря 2021 г. N 948-п (далее - Порядок).

Из положений п. 5 Порядка следует, что размер рассматриваемой субсидии рассчитывается исходя из количества получателей выплаты согласно информации, предоставленной учреждением, и размером выплаты, установленной постановлением Правительства России от 30 декабря 2005 г. N 850.

Аналогичным образом размер целевой субсидии, предоставляемой по по коду 01-17, рассчитывают и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных автономных (бюджетных) учреждений: смотрите, например, абзац второй п. 2.9 Порядка, утвержденного приказом Минспорта России от 30 января 2024 г. N 69; п. 19(2) Правил, утвержденных приказом Росрыболовства от 15 марта 2021 г. N 101; п. 20.1 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 22 января 2021 г. N 21н.

Следовательно, затраты на выплату педагогическому работнику среднего заработка и пособия по временной нетрудоспособности (в части, приходящейся на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство) обычно не принимаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений, во внимание при определении объема рассматриваемой целевой субсидии, а это свидетельствует о том, что эта субсидия для осуществления подобных расходов не предназначена.

Если из условий соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, заключенного с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (абзац шестой п. 1 ст. 78.1 БК РФ), также нельзя сделать однозначный вывод о возможности направления целевых средств на выплату педагогическим работникам отпускных и пособий по временной нетрудоспособности, рекомендуем учреждению осуществлять эти расходы за счет иных источников финансового обеспечения (в первую очередь за счет средств от приносящей доходы деятельности, если таковые имеются).

Заметим, что ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений выплачивается за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме межбюджетного трансферта. Изменения, внесенные со 2 июня 2022 г. в п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 21 декабря 2021 г. N 2382, прямо разрешают выплачивать педагогическому работнику за счет полученных из федерального бюджета средств часть отпускных, начисленную с суммы выплаченного вознаграждения, учтенного в расчете средней заработной платы. До этого использование целевых средств, предоставленных из федерального бюджета, для выплаты среднего заработка педагогическим работникам прямо также не предусматривалось.

Как видим, для того, чтобы выплата отпускных за счет целевых средств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях стала безусловно возможной, потребовалось принятие специальных поправок. В то же время в правовых актах, определяющих порядок и условия предоставления соответствующих целевых субсидий федеральным государственным учреждениям, подобные положения своего отражения, по всей видимости, пока не нашли.

При таких обстоятельствах, по нашему мнению, выплата федеральным государственным учреждением педагогическому работнику отпускных и пособия по временной нетрудоспособности за счет рассматриваемой субсидии сопряжена с риском квалификации таких расходов в качестве нецелевых.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

15 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.