Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Вправе ли федеральное бюджетное учреждение оплатить пусконаладочные работы на инженерных сетях за счет субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года? Или же проведение таких работ должно финансироваться за счет субсидии на иные цели?

Вправе ли федеральное бюджетное учреждение оплатить пусконаладочные работы на инженерных сетях за счет субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года? Или же проведение таких работ должно финансироваться за счет субсидии на иные цели?

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение финансируется главным образом посредством предоставления ему из федерального бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Для реализации отдельных мероприятий учредителем предоставляются субсидии на иные цели.
В настоящее время завершается реконструкция наружных инженерных сетей учреждения. Заказчиком этих работ учреждение не являлось, выполнение этих работ (как капитальных вложений) обеспечивало другое федеральное учреждение (за счет средств федерального бюджета). Сейчас со стороны последнего в адрес учреждения поступило уведомление о необходимости самостоятельного (за собственный счет) проведения пусконаладочных работ "под нагрузкой", поскольку данные работы не включены в сметы на строительство и не являются капитальными затратами.
Может ли учреждение оплатить эти пусконаладочные работы за счет субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года? Или для проведения этих работ учреждению должна быть предоставлена субсидия на иные цели?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При указанных обстоятельствах использование субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года, для проведения пусконаладочных работ сопряжено с высоким риском квалификации таких расходов в качестве нецелевых: учреждению следует в установленном порядке обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, с просьбой о предоставлении субсидии на иные цели.

Обоснование позиции:

В федеральном бюджете предусматриваются субсидии федеральным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Сообразно требованию абзаца шестого п. 1 ст. 78.1 БК РФ предоставление федеральным бюджетным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из федерального бюджета осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными учреждениями.

С одной стороны, Минфин России разъяснял, что государственное бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, поэтому руководитель учреждения вправе принять решение о направлении этих средств в том числе на цели, ради которых это учреждение создано, но которые напрямую не связаны с выполнением государственного задания: главное, чтобы последнее выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством (смотрите, например, письмо Минфина России от 13 июля 2017 г. N 02-09-05/44583).

С другой стороны, правоприменительная практика все же исходит из того, что рассматриваемые субсидии предоставляются государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения конкретного государственного задания, а потому учреждению надлежит обеспечивать целевое использование предоставленных ему средств.

Как правило, для определения целевого характера расходов, осуществляемых за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, применяются два основных критерия:

- направленность расходов на выполнение государственного задания;

- соблюдение иных условий по целевому использованию субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии, установленным на уровне публично-правового образования, а также соглашением о предоставлении субсидии, заключенным с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Весьма вероятно, что расходы, связанные с проведением пусконаладочных работ, не учитывались органом, осуществляющим функции и полномочии учредителя, при расчете объема субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Кроме того, направленность этих расходов на выполнение государственного задания представляется неочевидной.

Заметим, что для осуществления подобных расходов, имеющих разовый, непостоянный характер и при этом не связанных непосредственно с выполнением государственного задания, бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (смотрите письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. N 02-03-11/3784).

Суды также исходят из того, что субсидия, предоставляемая на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года, не должна использоваться для осуществления расходов, покрываемых субсидиями на иные цели: такая правовая позиция прослеживается, в частности, в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 г. N 07АП-2038/20 по делу N А45-33957/2019.

С учетом изложенного, по нашему мнению, при указанных обстоятельствах использование субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года, для проведения пусконаладочных работ сопряжено с высоким риском квалификации таких расходов в качестве нецелевых: учреждению следует в установленном порядке обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, с просьбой о предоставлении субсидии на иные цели.

К сведению:

В силу ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии, предоставленной государственному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, используются им в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении им показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной услуги (работы).

Это означает, что если в отчетном финансовом году государственное задание учреждением выполнено, то остатки соответствующей (прошлогодней) субсидии могут направляться на осуществление учреждением любых расходов, соответствующих его уставным целям, при условии надлежащего отражения таких расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ; пп. 8-9 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н).

Наконец, для проведения пусконаладочных работ бюджетное учреждение, безусловно, вправе использовать собственные средства (по приносящей доходы деятельности), которые в силу абзаца второго п. 3 ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Такие расходы, разумеется, также должны быть надлежащим образом отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами

- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным и автономным учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение задания (февраль 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Расходы, осуществляемые за счет субсидий на иные цели (для бюджетной сферы) (февраль 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях (февраль 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.