Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими операциями в учете казенного учреждения отражается проводимый в рамках соответствующих полномочий ремонт помещений, которые не закреплены за учреждением?

Какими операциями в учете казенного учреждения отражается проводимый в рамках соответствующих полномочий ремонт помещений, которые не закреплены за учреждением?

Казенное учреждение согласно своей уставной деятельности является заказчиком и плательщиком в целях осуществления текущего ремонта служебных помещений. Балансодержателем ремонтируемых помещений является другое казенное учреждение. Кроме того, данные помещения переданы в безвозмездное пользование органу местного самоуправления. Между казенными учреждениями заключено соглашение о согласии собственника на проведение ремонта. Все учреждения принадлежат одному публично-правовому образованию.
Какие операции в бухгалтерском учете отразить казенному учреждению (заказчику) в рамках учета ремонта в служебных помещениях? Нужно ли принятое для ремонта помещение отражать на забалансовом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Принятие казенным учреждением, осуществляющим полномочия заказчика, на учет ремонтируемых объектов, закрепленных на праве оперативного управления за иными организациями бюджетной сферы, действующим законодательством не предусмотрено. Для отражения необходимой учреждению информации, в том числе и по ремонтируемым помещениям, целесообразно организовать управленческий учет, согласовав его порядок с учредителем или финорганом и закрепив положениями учетной политики. 

Обоснование вывода:

Казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6, 161 БК РФ).

Учитывая, что бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник (ст. 210 ГК РФ), действующее законодательство не ограничивает публично-правовые образования как собственников имущества в выборе способа финансового обеспечения расходов на содержание недвижимого имущества. При этом бюджетное законодательство не устанавливает требования о том, что расходы на ремонт недвижимого имущества могут осуществляться только тем субъектом учета, который одновременно является балансодержателем объекта нефинансовых активов.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты могут быть возложены на муниципальное казенное учреждение.

Казенное учреждение, осуществляющее полномочия заказчика (закупочной деятельности), отражает в бюджетном учете операции по закупочной деятельности в соответствии с положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 162н. При этом учреждению доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств в целях осуществления закупочной деятельности с указанием разделов, подразделов, целевых статей, кодов видов расходов исходя из осуществляемых заказчиком функций (направлений расходов), по которым принято решение о передаче полномочий по заключению и исполнению контрактов.

Однако, это не означает, что ремонтируемые объекты должны учитываться на балансовых счетах казенного учреждения, осуществляющего полномочия заказчика. Нормативные документы не содержат требований о необходимости в такой ситуации закрепления имущества других учреждений за вышеназванным учреждением.

В то же время принятие обязательств, а также отнесение затрат на финансовый результат текущего финансового года возникших в рамках переданных полномочий по заключению и исполнению контрактов, необходимо, по мнению Минфина России, отражать обособленно по соответствующим заказчикам (т.е. выгодоприобретателям результатов работ (услуг), в отношении которых принято решение о централизации закупочной деятельности), установив указанный порядок в рамках своей учетной политики (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 21.04.2016 N 02-07-10/23382).

В случае если в отношении казенного учреждения решением о наделении его полномочиями по закупочной деятельности предусмотрено, что приемка работ (услуг) при исполнении контрактов будет осуществляться непосредственно муниципальным органом или иным казенным учреждением, то отражение расходов (финансового результата) текущего финансового года в бюджетном учете осуществляется последним. При этом казенному учреждению, осуществляющему полномочия заказчика, необходимо организовать передачу заказчику-выгодоприобретателю результатов работ (услуг), отраженных в бюджетном учете расчетов по принятым им обязательствам, Извещением (ф. 0504805).

В рассматриваемой ситуации муниципальным казенным учреждением, наделенным полномочиями по закупочной деятельности, заключено соглашение с балансодержателем, в соответствии с которым последний дает согласие на проведение текущего ремонта в принадлежащих ему помещениях. Из этого можно сделать вывод о том, что результаты работ по проведению текущего ремонта будут приниматься казенным учреждением, осуществляющим вышеназванные полномочия.

Следовательно, стоимость таких работ подлежит отражению в учете казенного учреждения путем списания на расходы текущего финансового года (счет 401 20 "Расходы текущего финансового года") или может быть учтена в составе затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг (счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг") в зависимости от порядка, утвержденного учетной политикой. Вместе с тем казенное учреждение, осуществляющее полномочия заказчика, может передать балансодержателю основных средств заверенные копии документов, подтверждающих объем и стоимость произведенных на объекте работ по текущему ремонту (смотрите письмо Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7927).

Для сбора, получения дополнительной информации, необходимой пользователям бюджетной отчетности, казенное учреждение, осуществляющее полномочия по закупочной деятельности, вправе организовать управленческий учет в разрезе организаций, в отношении которых осуществляются полномочия, в том числе путем введения для этих целей дополнительного забалансового счета. В рамках такого учета, помимо информации о самих организациях, может учитываться информация и о помещениях, в которых осуществляется текущий ремонт. Такое решение и сам порядок управленческого учета следует согласовать с учредителем или финорганом и закрепить положениями учетной политики в соответствии с п. 332 Инструкции 157н.

Таким образом, принятие на учет учреждением, осуществляющим полномочия заказчика, ремонтируемых объектов, закрепленных на праве оперативного управления за иными организациями бюджетной сферы, на законодательном уровне не предусмотрено. Для отражения необходимой информации, в том числе и по ремонтируемым помещениям, может быть организован управленческий учет, порядок осуществления которого должен быть согласован с учредителем или финорганом и закреплен положениями учетной политики. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

14 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.