Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация в 2022 году на основании муниципального контракта на оказание услуг по расчистке объекта туристического показа от нависающих камней, бревен и аварийных деревьев приняла бюджетные обязательства согласно доведенным ЛБО. В связи с неподписанием комиссией акта приемки выполненных работ отдел учета и отчетности администрации района не имел основания для принятия к учету денежных обязательств и отражения в бухгалтерской отчетности кредиторской задолженности. По результатам строительного контроля (технического контроля) установлено, что поставщик не оказал в полном объеме услуги. Замечания поставщиком не устранены. Поставщик в 2023 году подал в суд на заказчика, ведутся судебные разбирательства. В текущем финансовом году администрации утверждены лимиты бюджетных обязательств под аналогичные виды услуг, но под контракт, который будет заключен по результатам торгов в 2023 году. В настоящее время начать процедуры торгов под лимиты бюджетных обязательств 2023 года по данным видам услуг не представляется возможным в связи с непрохождением контроля позиций плана-графика закупок на наличие лимитов бюджетных обязательств по данному коду бюджетной классификации на сайте "Федеральный контроль закупок". На сайт автоматически подгружается вся информация на предмет наличия лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и их исполнения. А так как лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года заняты бюджетным обязательством прошлого года, торги невозможны. Как быть в данной ситуации? Кредиторской задолженности на конец года нет (контрактом не предусмотрена этапность выполнения работ). Нужно ли в начале следующего финансового года перерегистрировать неисполненное обязательство 2022 года? Правомерно ли будет со стороны бухгалтерии на счетах бухгалтерского учета создавать резерв под данное обязательство и на сумму резерва принимать отложенное обязательство до момента установления финансового периода его исполнения?

Администрация в 2022 году на основании муниципального контракта на оказание услуг по расчистке объекта туристического показа от нависающих камней, бревен и аварийных деревьев приняла бюджетные обязательства согласно доведенным ЛБО. В связи с неподписанием комиссией акта приемки выполненных работ отдел учета и отчетности администрации района не имел основания для принятия к учету денежных обязательств и отражения в бухгалтерской отчетности кредиторской задолженности. По результатам строительного контроля (технического контроля) установлено, что поставщик не оказал в полном объеме услуги. Замечания поставщиком не устранены. Поставщик в 2023 году подал в суд на заказчика, ведутся судебные разбирательства. В текущем финансовом году администрации утверждены лимиты бюджетных обязательств под аналогичные виды услуг, но под контракт, который будет заключен по результатам торгов в 2023 году. В настоящее время начать процедуры торгов под лимиты бюджетных обязательств 2023 года по данным видам услуг не представляется возможным в связи с непрохождением контроля позиций плана-графика закупок на наличие лимитов бюджетных обязательств по данному коду бюджетной классификации на сайте "Федеральный контроль закупок". На сайт автоматически подгружается вся информация на предмет наличия лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и их исполнения. А так как лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года заняты бюджетным обязательством прошлого года, торги невозможны. Как быть в данной ситуации? Кредиторской задолженности на конец года нет (контрактом не предусмотрена этапность выполнения работ). Нужно ли в начале следующего финансового года перерегистрировать неисполненное обязательство 2022 года? Правомерно ли будет со стороны бухгалтерии на счетах бухгалтерского учета создавать резерв под данное обязательство и на сумму резерва принимать отложенное обязательство до момента установления финансового периода его исполнения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая, что контрагентом обязательства не исполнены, и Администрация не ожидает их исполнения, при перерегистрации бюджетных обязательств в начале 2023 года были все основания не перерегистрировать такие обязательства. При этом по факту обращения контрагента в суд учреждению следовало сформировать резерв предстоящих расходов и отразить отложенные обязательства.

Обоснование вывода:

В силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде обязательств. Нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (смотрите, например, п. 1 ст. 463, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 2 ст. 715 ГК РФ). Следовательно, Администрация в 2022 году по факту ненадлежащего исполнения контрагентом условий договора могла его расторгнуть и откорректировать принятые бюджетные обязательства.

В то же время перерегистрации в текущем финансовом году подлежат обязательства по тем контрактам, в рамках которых по состоянию на начало года образовалась кредиторская задолженность, а также контракты, в рамках которых контрагент не успел выполнить свои обязательства, но при этом выполнение обязательств ожидается. Соответственно, для отражения в учете операций по перерегистрации обязательств работники бухгалтерской службы должны располагать информацией о том, какие из неисполненных в прошлом году контрактов будут расторгнуты, а по каким в текущем году ожидается исполнение даже в том случае, когда по состоянию на отчетную дату у учреждения не возникло в рамках таких контрактов денежных обязательств.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, применяется счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов". Резервы предстоящих расходов должны создаваться в том числе для отражения расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке (п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 6 Стандарта "Резервы". Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"). Одновременно формируются отложенные обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов. Принимаемые обязательства отражаются по кредиту счета 502 99 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" (абзац 2 п. 141.2 Инструкции N 162н).

Учитывая, что Администрацией в 2022 году контракт не расторгнут, оснований для корректировки принятых бюджетных обязательств в том периоде не было. В то же время учитывая, что контрагентом обязательства не исполнены и Администрация не ожидает их исполнения, при перерегистрации бюджетных обязательств в начале 2023 года были все основания не перерегистрировать такие обязательства. В настоящее время такую ситуацию можно исправить в порядке исправления ошибок текущего года. Кроме того, по факту обращения контрагента в суд учреждению следовало сформировать резерв предстоящих расходов и отразить отложенные обязательства. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман 

Ответ прошел контроль качества 

5 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.