Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенному учреждению сторонняя организация оказала услугу. Допускается расчет за услугу строительными материалами (оприходованными после разборки здания)? Какие бухгалтерские записи можно сделать в учете?

Казенному учреждению сторонняя организация оказала услугу. Допускается расчет за услугу строительными материалами (оприходованными после разборки здания)? Какие бухгалтерские записи можно сделать в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Операции по поступлению доходов за реализованные стройматериалы и исполнению денежных обязательств должны найти отражение соответственно на лицевом счете администратора доходов и получателя бюджетных средств.

В рассматриваемой ситуации при условии соблюдения процедуры отчуждения муниципального имущества денежные средства, подлежащие перечислению в доход бюджета, могут быть перечислены непосредственно с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов в счет погашения дебиторской задолженности покупателя стройматериалов. 

Обоснование вывода:

Все доходы и расходы в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

Заключив договор (муниципальный контракт), предметом которого являлось оказание поименованных в вопросе услуг (выполнение работ), казенное учреждение приняло бюджетные обязательства, право на принятие которых подтверждается доведенными в установленном порядке ЛБО. В свою очередь, основанием для доведения ЛБО являются показатели бюджетной сметы. Несоблюдение казенным учреждением указанных правил заключения договора послужит основанием для его признания судом недействительными (п. 5 ст. 161 БК РФ), а также поводом для привлечения должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Кроме того, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с БК РФ (п. 1 ст. 72 БК РФ). Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение зачетом встречных требований, возникших из контракта. Поэтому, если это не запрещено законом или контрактом (ст. 411 ГК РФ), встречные денежные требования, возникшие из контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, принципиально могут быть прекращены зачетом по заявлению заказчика (смотрите, например, постановление Двадцать первого ААС от 19.03.2020 N 21АП-428/20 по делу N А84-4218/2019).

Вместе с тем решение о зачете встречных требований должно обеспечивать соблюдение требований бюджетного законодательства РФ, а именно обеспечивать отражение операций по доходам и расходам бюджета на соответствующих лицевых счетах.

В том случае, если казенное учреждение правомерно заключило поименованный в вопросе договор, то в рамках бюджетного обязательства на основании документа, подверждающего факт исполнения контрагентом своих обязательств, возникло денежное обязательство, порядок исполнения которого предусмотрен ст. 219 БК РФ. Факт исполнения денежного обязательства должен найти отражение на лицевом счете получателя бюджетных средств. Иного порядка их исполнения бюджетным законодательством РФ не предусмотрено.

В том случае, если по результатам выполнения контрагентом обязательств в распоряжении учреждения остаются какие-либо материальные ценности (включая отходы), право собственности на них принадлежит публично-правовому образованию (ст. 215 ГК РФ, ст. 4 Закона N 89-ФЗ). Решение об отчуждении такого имущества должно быть принято в общеустановленном порядке. Доходы от его реализации подлежат зачислению на лицевой счет администратора доходов, открытый в органе ФК (ст. 41, 218, 220.1 БК РФ).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации при условии соблюдения процедуры отчуждения муниципального имущества денежные средства, подлежащие перечислению в доход бюджета, могут быть перечислены непосредственно с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов в счет погашения дебиторской задолженности покупателя стройматериалов. Только в этом случае будет обеспечено соблюдение требований бюджетного законодательства РФ.

В бюджетном учете казенного учреждения при этом в полном объеме (в размере стоимости оказанных услуг / выполненных работ) должны быть отражены показатели принятых бюджетных и денежных обязательств, а также операции по их исполнению. Одновременно на основании заключенного договора купли-продажи строительных материалов должны быть отражены операции по признанию доходов от реализации имущества, а также операции по ее погашению при зачислении средств на лицевой счет администратора доходов. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коткина Юлия 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна 

11 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.