Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере ФГБУ заключило договоры с типографией на издание сборников трудов (журнал), авторами которых являются научные сотрудники учреждения. По форме ТОРГ-12 журналы приходуются на склад. Далее журналы рассылаются адресатам (в том числе организациям бюджетной сферы, подведомственным одному учредителю). Стоимость одного экземпляра составляет 600 руб. Печатаются сборники за счет средств КФО 2. Передача журналов осуществляется на постоянной основе. Требуется ли заключать договоры о безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей (в данном случае сборников трудов) с другими юридическим лицами - получателями (учреждениям того же ГРБС, другого ГРБС), а также с физическими лицами - получателями, не состоящими в штате учреждения? Если нет, то какими документами возможно (и требуется ли) оформить факт приема-передачи сборников трудов?

ФГБУ заключило договоры с типографией на издание сборников трудов (журнал), авторами которых являются научные сотрудники учреждения. По форме ТОРГ-12 журналы приходуются на склад. Далее журналы рассылаются адресатам (в том числе организациям бюджетной сферы, подведомственным одному учредителю). Стоимость одного экземпляра составляет 600 руб. Печатаются сборники за счет средств КФО 2. Передача журналов осуществляется на постоянной основе. Требуется ли заключать договоры о безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей (в данном случае сборников трудов) с другими юридическим лицами - получателями (учреждениям того же ГРБС, другого ГРБС), а также с физическими лицами - получателями, не состоящими в штате учреждения? Если нет, то какими документами возможно (и требуется ли) оформить факт приема-передачи сборников трудов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездная передача журналов организациям бюджетной сферы может оформляться Извещением (ф. 0504805) и Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а физическим лицам - Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Порядок применения того или иного первичного документа должен быть предусмотрен в учетной политике бюджетного учреждения. Кроме того, если стоимость дара будет превышать порог в 3000 рублей, то учреждению необходимо заключить договор дарения в письменной форме.

Обоснование вывода:
Отметим, что гражданское законодательство не содержит такого вида договора, как договор о безвозмездной передаче материальных ценностей. В то же время организациям бюджетной сферы при передаче и (или) получении объектов нефинансовых активов (к примеру, основных средств, материальных запасов) безвозмездно в виде подарка или пожертвования необходимо соблюдать нормы главы 32 "Дарение" ГК РФ.
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. В общем случае дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно (п. 1 ст. 574 ГК РФ). В письменной форме должен быть совершен договор дарения движимого имущества в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 рублей (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Целью договора дарения является намерение одарить другую сторону без какого-либо встречного предоставления.
В качестве особого вида договора дарения Гражданский кодекс РФ рассматривает пожертвование. Пожертвование - это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
В конкретной ситуации достижение какой-либо общественно полезной цели в результате пожертвования учреждением не преследуется. Соответственно, расценивать безвозмездную передачу журналов в форме пожертвования в данном случае не совсем корректно. Таким образом, если стоимость подарка не будет превышать 3000 рублей, то договор в письменной форме заключать не обязательно.
Вместе с тем каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ, п. 20 Стандарта "Концептуальные основы"). Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации бюджетной сферы оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время государственными (муниципальными) учреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы:
- требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания N 52н);
- требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н (при электронном документообороте);
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно, с соблюдением требований к обязательным реквизитам, предусмотренные п. 25 Стандарта "Концептуальные основы", ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой.
В соответствии с нормами Методических указаний N 52н расчеты, возникающие по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, должны оформляться Извещением (ф. 0504805).
В свою очередь, в рамках ведения бухгалтерского (бюджетного) учета организациями бюджетной сферы под субъектами учета понимаются (п. 3 Стандарта "Концептуальные основы"):
- государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации бюджетной сферы, в том числе находящиеся за пределами РФ, осуществляющие согласно бюджетному законодательству РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета. Кроме того, к субъектам учета в таком контексте относятся и иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы РФ;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений.
Таким образом, при безвозмездной передаче журналов организациям бюджетной сферы субъектам учета следует оформлять Извещение (ф. 0504805). При безвозмездной передаче бюджетным учреждением материальных ценностей (журналов) физическим лицам оформление Извещения (ф. 0504805) не требуется.
Кроме того, к Извещению (ф. 0504805) прикладываются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета (акты о приеме-передаче, описи, реестры, иные документы). Так, при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями) составляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (далее - Акт (ф. 0504101)). При этом учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта (ф. 0504101) при безвозмездной передаче. Соответственно, если в локальном документе бюджетного учреждения будет предусмотрено оформление Акта (ф. 0504101) при безвозмездных передачах журналов организациям бюджетной сферы, то данный первичный документ необходимо будет составлять.
Форма Акта (ф. 0504101) предполагает двухстороннее заполнение. Поэтому при отправлении сборников трудов почтовой рассылкой физическим лицам целесообразности в оформлении Акта (ф. 0504101) нет. В качестве первичного документа, которым может оформляться безвозмездная передача журналов физическим лицам, может быть использована Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (далее - Накладная (ф. 0504205)). Накладная (ф. 0504205) применяется для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям) - получателям, организациям, на основании договоров (контрактов) и других документов. Полагаем, что бюджетное учреждение также в учетной политике может закрепить порядок использования Накладной (ф. 0504205) при безвозмездной передаче журналов физическим лицам.
Отметим, что бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться только ОЦДИ, закрепленным за учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных на это собственником, а также любым недвижимым имуществом (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Поэтому сборниками трудов, оплаченными за счет средств КФО 2, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно. Вместе с тем, как правило, безвозмездная передача материальных ценностей осуществляется на основании распорядительного документа (иного правового акта) уполномоченного или вышестоящего органа. Поэтому с учетом того, что журналы безвозмездно передаются на регулярной основе (постоянно), такие операции целесообразно согласовать с учредителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.