Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении Положением о стимулирующих поощрениях обучающихся (внутренний локальный нормативный акт) предусмотрена стимулирующая выплата за участие в вакцинации студентов. По каким КВР и КОСГУ следует производить вышеуказанную выплату? Можно ли для такой выплаты использовать средства от приносящий доход деятельности?

В бюджетном учреждении Положением о стимулирующих поощрениях обучающихся (внутренний локальный нормативный акт) предусмотрена стимулирующая выплата за участие в вакцинации студентов. По каким КВР и КОСГУ следует производить вышеуказанную выплату? Можно ли для такой выплаты использовать средства от приносящий доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, расходы, поименованные в вопросе, могут быть отражены по КВР 853 в увязке с подстатьей 296 КОСГУ. При этом средства от приносящий доход деятельности могут выступать в качестве источника финансирования для указанных расходов при условии соблюдения принципа эффективности.

Обоснование вывода:
В целях определения статьи (подстатьи) КОСГУ учреждения бюджетной сферы руководствуются положениями Порядка N 209н. В свою очередь, для определения элементов вида расходов применяется Порядок N 85н. Пунктом 3 Порядка N 209н предусмотрено отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
В первую очередь отметим, что законодательством не установлены прямые нормы для определения соответствующих кодов для выплаты расходов, поименованных в вопросе. Кроме того, отсутствуют какие-либо разъяснения финансового ведомства относительно указанной ситуации. Полагаем в такой ситуации следует исходить из того, что указанные выплаты не относятся к:
- расходам на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетным трансфертам;
- предоставлению субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживанию государственного (муниципального) долга.
Кроме того, исходя из того, что выплата охарактеризована в качестве стимулирующей и основанием для ее начисления является внутренний локальный нормативный акт учреждения, полагаем, рассматривать ее в качестве социальной и отражать по КВР группы 300 нет оснований. Это также обусловлено тем, что к социальному обеспечению относятся пенсии, пособия, компенсации, стипендии, а также выплаты на премирование физических лиц за различные достижения (п. 48.3 Порядка N 85н).
Следовательно, применение КВР групп 100-700 в рассматриваемой ситуации весьма сомнительно. В то же время, по нашему мнению, указанные в вопросе расходы можно рассматривать по аналогии с некоей материальной помощью или некоей прочей выплатой для стимуляции студентов проходить вакцинацию с отражением таких расходов по КВР группы 800 "Иные бюджетные ассигнования". При этом анализируя элементы группы 800, в силу отсутствия возможности отнесения расходов к какому-то конкретному элементу, наиболее подходящим является элемент вида расходов 853 "Уплата иных платежей" так как по нему отражаются расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования".
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь не идет о выплатах за обслуживание долговых обязательств, приобретении акций и такие расходы не связаны с безвозмездными перечислениями организациям или учреждениям, кроме того, получателем является физическое лицо, полагаем, что при выборе соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ может быть использована подстатью 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ. Кроме того, такой подход полностью соответствует описанию расходов, приведенному в п. 10.9.6 Порядка N 209н.
В заключении отметим, что доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Соответственно, за счет средств от приносящей доход деятельности учреждением могут быть осуществлены любые расходы, если они связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены Планом ФХД. Кроме того, к доходам от приносящий доход деятельности не применяется понятие нецелевого использования. В то же время принцип эффективности использования средств, установленный ст. 34 БК РФ, сформулирован в целях составления и исполнения бюджетов, однако соблюдение данного принципа, как правило, проверяется и в отношении хозяйственных операций, осуществляемых в рамках приносящей доход деятельности. Следовательно, средства от приносящий доход деятельности могут выступать в качестве источника финансирования для указанных в вопросе расходов при условии соблюдения принципа эффективности использования средств. Иными словами, в целях минимизации рисков претензий со стороны контролирующих органов учреждением должно быть обосновано осуществление указанных расходов даже в рамках приносящий доход деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

9 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.