Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение планирует замену теплосчетчиков. Старые теплосчетчики учитываются в составе основных средств. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы на демонтаж старых теплосчетчиков и установку новых в рамках одного договора? Нужно ли теплосчетчики учитывать отдельно на счете 101?

Бюджетное учреждение планирует замену теплосчетчиков. Старые теплосчетчики учитываются в составе основных средств. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы на демонтаж старых теплосчетчиков и установку новых в рамках одного договора? Нужно ли теплосчетчики учитывать отдельно на счете 101?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета теплосчетчика, а также применяемые статьи/подстатьи КОСГУ для оплаты расходов по договору будут зависеть от принятого комиссией по поступлению и выбытию активов решения.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды КОСГУ государственные (муниципальные) учреждения должны руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). Определение кодов КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
Узел учета - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, далее - Правила N 1034).
Согласно п. 45 Инструкции N 157н предусмотрено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления. Конкретный порядок учета теплосчетчика действующими правовыми актами не определен. Поэтому решение о порядке учета такого имущества должно быть принято комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). При этом комиссии следует руководствоваться положениями пп. 38, 39, 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 10 стандарта "Основные средства".
При принятии комиссией по поступлению и выбытию активов решения об учете теплосчетчика в качестве самостоятельного инвентарного объекта в части выбора статьи (подстатьи) отметим следующее.
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности теплосчетчика в здании, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка N 209н). То есть в части основных средств это расходы, которые будут формировать вложения на счете 0 106 01 000 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н). Однако исходя из разъяснений специалистов финансового ведомства, применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ обосновано в том случае, если первоначальная стоимость объекта формируется из разнородных расходов, осуществленных учреждением в рамках нескольких различных контрактов (смотрите, например, раздел III Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62483). Иными словами, применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ актуально при исполнении нескольких контрактов, расходы в рамках которых будут формировать первоначальную стоимость одного объекта основных средств.
Первоначальная стоимость, по которой приобретенный или созданный учреждением объект основных средств принимается к учету, определяется в соответствии с пп. 15, 17 Стандарта "Основные средства". Соответственно, при формировании первоначальной стоимости теплосчетчика в состав фактически произведенных вложений может включаться не только стоимость самого теплосчетчика, но и затраты на его монтаж как расходы на приведение нового оборудования в состояние, пригодное для эксплуатации.
Решение о включении затрат в первоначальную стоимость нового объекта основных средств при ее формировании относится к полномочиям комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии такого решения комиссия должна руководствоваться нормами Инструкции N 157н и Стандарта "Основные средства".
Если речь идет о поставке объектов основных средств, в том числе их монтаж, которые в дальнейшем будут приняты к учету в качестве отдельных объектов основных средств, то в таком случае расходы подлежат отражению с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
Вместе с тем согласно прямой норме п. 10.2.6 Порядка N 209н демонтажные работы (снос строений и т.п.) не в целях капитальных вложений относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Обращаем внимание, что так как указанные виды работ имеют разный экономический смысл, то на этапе планирования таких расходов, а также заключения договора необходимо предусмотреть разделение сумм по демонтажу старых теплосчетчиков и поставке и монтажу новых теплосчетчиков. В дальнейшем они списываются на расходы текущего периода (себестоимость работ, услуг, готовой продукции).
Вместе с тем комиссией по поступлению и выбытию активов может быть принято решение о том, что теплосчетчик не соответствует критериям признания объектом основных средств.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Такие требования распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (п. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, смотрите также Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ЕН 1434-6-2011 "Теплосчетчики. Часть 6. Установка, ввод в эксплуатацию, контроль, техническое обслуживание").
Таким образом, можем сделать вывод, что замена теплосчетчика сопряжена с исполнением требований действующих нормативно-правовых актов.
Расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, согласно п. 10.2.5 Порядка N 209 отражаются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Следовательно, если в рамках договора осуществляется замена теплосчетчика во исполнение регламентных требований по содержанию приборов учета тепловой энергии, то такие расходы могут быть отражены в полном объеме по подстатье 225 КОСГУ.
Таким образом, применяемые статьи/подстатьи КОСГУ для оплаты расходов по договору будут зависеть от принятого решения комиссией по поступлению и выбытию активов о порядке учета теплосчетчика.
Если будет принято решение об учете теплосчетчика в составе основных средств, то расходы по договору по части демонтажных работ могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги", в части монтажных работ и теплосчетчика - по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Если будет принято решение, что теплосчетчик не соответствует критериям признания объектом основных средств, то расходы по договору могут быть в полном объеме оплачены по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

27 января 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.