Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении периодически списываются материальные запасы - мягкий инвентарь, пришедший в негодность и учитываемый по КФО 4. В результате списания мягкого инвентаря образовывается ветошь, которая используется учреждением в хозяйственных целях. По какому КФО, АНКВД, КОСГУ и какими корреспонденциями счетов отразить оприходование ветоши, используемой учреждением в хозяйственных целях? Необходимо ли уплачивать налог на прибыль при приходовании ветоши?

В бюджетном учреждении периодически списываются материальные запасы - мягкий инвентарь, пришедший в негодность и учитываемый по КФО 4. В результате списания мягкого инвентаря образовывается ветошь, которая используется учреждением в хозяйственных целях. По какому КФО, АНКВД, КОСГУ и какими корреспонденциями счетов отразить оприходование ветоши, используемой учреждением в хозяйственных целях? Необходимо ли уплачивать налог на прибыль при приходовании ветоши?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции по поступлению материальных запасов (ветоши), предназначенных для использования на нужды учреждения, могут быть отражены по КФО 4 с применением счета 401 10 172, в 15-17 разрядах номера счета аналитического учета которого указывается статья аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов". Такой порядок отражения необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.
При оприходовании ветоши по КФО 4 стоимость таких нефинансовых активов может не учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
В организациях бюджетной сферы регулярно осуществляются мероприятия по списанию принадлежащих на праве оперативного управления нефинансовых активов с последующей ликвидацией, разборкой, утилизацией, а также периодически выполняются ремонтные работы. В результате этой хозяйственной деятельности в распоряжение организациям могут поступать различные материальные ценности, например ветошь.
Порядок выбора вида финансового обеспечения в части поступающего в таком порядке имущества действующими нормативно-правовыми актами не урегулирован. Поэтому такой порядок следует закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.
По нашему мнению, так как рассматриваемые материальные запасы (ветошь) поступают по результатам списания нефинансовых активов, учтенных по КФО 4, и учреждение не планирует в дальнейшем их реализовывать, то есть планирует использовать в хозяйственной деятельности, а не извлекать доход, то принятие к учету может быть осуществлено по тому коду финансового обеспечения (КФО), по которому ранее числился соответствующий объект нефинансовых активов, в частности для рассматриваемого случая по КФО 4.
В соответствии с п. 34 Инструкции N 174н порядок отражения в учете операций по оприходованию материальных запасов зависит от обстоятельств, при которых они получены.
Так, принятие к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". При этом принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе работ по демонтажу экспериментальных устройств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".
В силу п. 9.7.2 Порядка N 209н на подстатью 172 "Доходы от выбытия активов" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от реализации активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, иных операций). В свою очередь, на подстатью 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" КОСГУ относятся прочие неденежные безвозмездные поступления, не отнесенные на подстатьи КОСГУ 191-198, в том числе поступление выморочного имущества, конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (п. 9.9.9 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации у учреждения после списания мягкого инвентаря в распоряжении осталась ветошь. Учитывая, что инструкция по бухгалтерскому учету не содержит корреспонденций для отражения операции по оприходованию материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения в результате списания других материальных запасов, учреждению необходимо самостоятельно разработать корреспонденции и закрепить их в установленном порядке в учетной политике. По нашему мнению, проводя аналогию с ликвидацией (разборкой, утилизацией) объектов основных средств, материальные ценности, полученные в результате списания материальных запасов, могут быть отражены в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
При ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах отражаются (п. 2.1 Инструкции N 174н):
- в 1-4 разрядах номера счета - код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
- в 5-14 разрядах номера счета - нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
- в 15-17 разрядах номера счета статья аналитической группы подвида доходов бюджетов, код вида расходов, статья аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Согласно п. 2.1 Инструкции N 174н по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы" (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 109 00 000), а также счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" в 15-17 разрядах номера счета отражаются нули.
Исключений относительно порядка формирования номеров счетов 401 10 172 "Доходы от операций с активами" Инструкцией N 174н не предусмотрено.
Так, Таблица соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам Классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ-2014), применяемой начиная с 1 января 2021 года, не предусмотрена возможность применения какого-либо кода доходов бюджета подгруппы доходов бюджета 207 "Прочие безвозмездные поступления", в 18-20 разрядах которых указывается статья аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 "Прочие доходы", в увязке с подстатьей 172 "Доходы от выбытия активов" КОСГУ.
В то же время согласно подп. "г" п. 3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 операции по обособлению (реклассификации, разукомплектации) объектов нефинансовых активов, являющихся инвентарным объектом учета, с одновременным принятием полученных в результате обособления новых объектов учета (операций между аналитическими группами синтетического учета и (или) аналитическими видами синтетического учета имущества), подлежат отражению в бюджетном учете по коду доходов бюджета 1 14 00000 00 0000 000 "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов". Полагаем, что при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 401 10 172 при отражении операций по оприходованию материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения по результатам списания объектов нефинансовых активов, целесообразно применять составные части кода доходов бюджета, относящихся к подгруппе доходов бюджета 114 "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов".
В соответствии с положениями Приложения 1 к Порядку N 85н в 18-20 разрядах кодов доходов бюджета подгруппы доходов бюджета 114 могут быть указаны соответствующие статьи аналитической группы подвидов доходов бюджетов 400 "Выбытие нефинансовых активов", в частности, статья 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.2.4 Порядка N 85н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть отражена следующая корреспонденция счетов:
Дебет 4 105 36 346 (в 15-17 разрядах нули) Кредит 4 401 10 172 (в 15-17 разрядах АнКВД 440) - отражено принятие к учету ветоши, планируемой для использования в деятельности учреждения.
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В частности, к внереализационным доходам относится безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ). Вместе с тем в рассматриваемой ситуации при оприходовании ветоши в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания в силу нормы подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Таким образом, по нашему мнению, при оприходовании ветоши по КФО 4 стоимость таких нефинансовых активов может не учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

3 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.