Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Учредитель приказом назначил государственное автономное учреждение организатором по сбору пожертвований на ликвидацию последствий, профилактику и тушение пожаров. По решению учредителя добровольные пожертвования от учреждений осуществлялись за счет средств от приносящей доход деятельности. На основании письма учредителя была оказана материальная помощь (в денежной форме) многодетной семье, пострадавшей от лесного пожара. Члены семьи не являются сотрудниками учреждения. Нормативного акта на уровне публично-правового образования, регулирующего порядок выплат в подобных случаях, нет. Выплаты произведены из средств, поступивших от пожертвования, по КВР 321, КОСГУ 262. Правомерно ли применены КВР и КОСГУ?

Учредитель приказом назначил государственное автономное учреждение организатором по сбору пожертвований на ликвидацию последствий, профилактику и тушение пожаров. По решению учредителя добровольные пожертвования от учреждений осуществлялись за счет средств от приносящей доход деятельности. На основании письма учредителя была оказана материальная помощь (в денежной форме) многодетной семье, пострадавшей от лесного пожара. Члены семьи не являются сотрудниками учреждения. Нормативного акта на уровне публично-правового образования, регулирующего порядок выплат в подобных случаях, нет. Выплаты произведены из средств, поступивших от пожертвования, по КВР 321, КОСГУ 262. Правомерно ли применены КВР и КОСГУ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перечисление средств в виде добровольных пожертвований многодетной семье - пострадавшим от лесного пожара следует отразить по КВР 853 "Уплата иных платежей" и подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения:
- приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н);
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н).
Как следует из вопроса, получатели средств не являются сотрудниками учреждения, следовательно, рассматриваемые в вопросе расходы не являются выплатами материальной помощи персоналу или членам их семей. Также отсутствие нормативного акта на уровне публично-правового образования не позволяет говорить о необходимости осуществлять расходы в пользу граждан социальных выплат в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат как в рамках публичных нормативных обязательств, так и выплат, не отнесенных к публичным нормативным обязательствам соответствующих бюджетов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, направленные на осуществление в пользу граждан социальных выплат.
Таким образом, отсутствуют основания для применения в соответствии с п. 48.3.2.1 Порядка N 85н элемента вида расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств".
Согласно позиции специалистов финансового ведомства, сформулированной в п. 2.5.2 Руководства по применению КОСГУ (письмо Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210), пособия по социальной помощи населению не включают выплаты физическим лицам в связи с событиями или обстоятельствами, которые носят чрезвычайный характер, например, в связи со стихийными бедствиями. Такие выплаты отражаются как иные выплаты, не отнесенные к другим категориям (296, 298).
Исходя из экономического смысла рассматриваемой хозяйственной операции, материальная помощь (в денежной форме) многодетной семье - пострадавшим от лесного пожара, скорее всего, должна быть квалифицирована как пожертвование.
Операции по перечислению благотворительной помощи, а также пожертвований в положениях Порядков NN 85н и 209н прямо не поименованы.
Перечисление добровольных пожертвований не связано с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Также такие перечисления не повлекут взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Кроме того, пожертвования не являются субсидией или грантом. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате подобных платежей элементы видов расходов групп 100-700 не могут быть применены. Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", отражаются по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей" (пп. 48.8.5.3 п. 48 Порядка N 85н). Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих элементов видов расходов в Порядке N 85н, в том числе и кода 853, "закрытыми" не являются, что не исключает возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций. Таким образом, перечисление денежных средств в виде добровольного пожертвования может осуществляться по КВР 853. Вместе с этим на основании подп. 10.9.6 п. 10 Порядка N 209н расходы на осуществление иных выплат физическим лицам несоциального характера относятся на подстатью 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Ээксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

17 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.