Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация сельского поселения для целей устройства объекта движимого имущества - детской площадки приобрела детское оборудование по КВР 244, КОСГУ 310. Планируется заключить договор о монтаже оборудования. Детская площадка будет учитываться как единый инвентарный объект. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на монтаж оборудования детской площадки?

Администрация сельского поселения для целей устройства объекта движимого имущества - детской площадки приобрела детское оборудование по КВР 244, КОСГУ 310. Планируется заключить договор о монтаже оборудования. Детская площадка будет учитываться как единый инвентарный объект. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на монтаж оборудования детской площадки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы администрации сельского поселения на монтаж оборудования при условии отнесения детской площадки к объекту движимого имущества могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Выбор подстатьи КОСГУ будет зависеть от решения комиссии по поступлению и выбытию активов о включении всех расходов на монтаж в первоначальную стоимость объекта основного средства (подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ) либо о признании только части затрат в первоначальной стоимости (подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ).

Обоснование вывода:
Расходами на благоустройство территории, как правило, признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 N 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386).
Согласно пп. 3.2, 3.11, 3.12, 3.22а, 3.23 Свода правил СП 82.13330.2016, а также до 16.09.2020 пп. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, к объектам и элементам благоустройства в том числе относятся и детские площадки.
Вместе с тем при проведении работ по благоустройству территории могут создаваться объекты, отвечающие критериям, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства" для их признания объектами основных средств, которые в целях бухгалтерского учета могут отражаться на соответствующих аналитических счетах счета 101 00 "Основные средства". Отнесение материальных ценностей к одному или нескольким инвентарным объектам, в том числе определение срока их полезного использования, относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - комиссия), которая самостоятельно принимает решение исходя из функционального назначения и направления использования данных объектов, а также основываясь на положениях учетной политики в части возможности объединения комплекса объектов основных средств в один инвентарный объект (п. 34 Инструкции N 157н). Кроме того, такое решение является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества (смотрите также письмо Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099).
В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 N 1148-ст, детская игровая площадка - это специально оборудованная территория, предназначенная для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки и оборудование для благоустройства детской игровой площадки.
В большинстве своем арбитражная практика придерживается мнения, что укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для передвижения или его благоустройство не создает нового объекта недвижимости. Такие объекты, несмотря на прочную связь с землей, не имеют самостоятельного функционального назначения и не признаются недвижимостью (смотрите также постановление АС Уральского округа от 21.04.2015 N Ф09-2001/15 по делу N А60-24356/2014, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 N 15АП-17744/15, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 N Ф01-3991/12 по делу N А29-9832/2011).
Вместе с тем согласно положениям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) сооружения, не относящиеся к обрабатывающим производствам, такие как спортивные сооружения разного рода, аттракционы; сооружения спортивных и детских площадок учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью (смотрите, например, письмо Минфина России от 23.12.2020 N 02-07-10/113337). Однако, как показывает анализ судебной практики, такие объекты, как детские площадки, могут учитываться в составе движимого имущества (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 N 15АП-8720/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 N 07АП-7145/09, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2014 N А12-24776/2014). Таким образом, объект благоустройства в виде детской площадки может относиться к движимому имуществу. Однако окончательное решение принимается комиссией на основании конкретных параметров объекта. При принятии решения об отнесении объекта к категории недвижимого имущества необходимо пройти соответствующую процедуру государственной регистрации.
В соответствии с положениями Порядка N 209н расходы по благоустройству территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, следует отражать (письмо Минфина России от 13.09.2019 N 02-08-05/70775):
- приобретение (создание) НФА отражается по соответствующим статьям группы 300 "Поступление нефинансовых активов": 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов";
- расходы по оплате работ и услуг по благоустройству, формирующие капвложения, подлежат отражению по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ;
- оплата работ и услуг, произведенных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и (или) восстановления функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов - по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- расходы, не связанные с ремонтом и не формирующие капитальные вложения, - по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации администрация сельского поселения будет учитывать детскую площадку в качестве единого инвентарного объекта. При этом заключается отдельный договор о монтаже приобретенного оборудования.
В соответствии с п. 15 Стандарта "Основные средства" первоначальная стоимость объекта основных средств, созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, которые включают любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.
Исходя из вышеуказанной нормы, по нашему мнению, комиссией по поступлению и выбытию активов может быть принято обоснованное решение о включении расходов на монтаж оборудования детской площадки в первоначальную стоимость основного средства с соответствующим отражением расходов по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Решение о применении подстатьи 228 будет обоснованным, если комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение, что все расходы по договору подлежат включению в стоимость созданных объектов благоустройства.
Если же часть расходов по решению комиссии будет отнесена на финансовый результат, то может быть принято решение об отнесении всех расходов по контракту на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Дело в том, что в настоящее время порядок отнесения расходов по договору подряда в случае, если часть расходов будут формировать капитальные вложения, а часть нет, Порядком N 209н не урегулирован. В то же время аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н). При этом именно на подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на оплату прочих работ не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств (п. 10.2.6 Порядка N 209н). Информация об элементах благоустройства, которые не учитываются в качестве самостоятельных объектов, указывается в Инвентарной карточке (ф. 0504031) земельного участка.
По вопросу использования КВР для отражения в учете сообщаем следующее.
Поскольку учреждение не планирует учитывать созданную в результате выполнения работ детскую спортивную площадку в качестве объекта недвижимости, то отнесение расходов по договору к группе видов расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" будет не обоснованно (смотрите, в частности, п. 48.4 Порядка N 85н). В то же время согласно п. 48.2 Порядка N 85н расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд отражаются по группе 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Вместе с тем Порядком N 85н расходы на оплату работ, перечисленных в вопросе, прямо не поименованы. При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Взаимоувязка элемента вида расходов 244 с любой из подстатей статьи 220 "Оплата работ, услуг" предусмотрена информацией Минфина России от 09.09.2021 "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2021 году".
Таким образом, расходы администрации сельского поселения на монтаж детского оборудования при условии отнесения детской площадки к объекту движимого имущества могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". При этом выбор подстатьи КОСГУ будет зависеть от решения комиссии по поступлению и выбытию активов о включении всех расходов на монтаж в первоначальную стоимость объекта основного средства (подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ) либо о признании только части затрат в первоначальной стоимости (подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

11 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.