Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении подрядчик выполнил работы по капитальному ремонту кровли за счет средств КФО 5 с нарушением сроков. На основании соглашения о зачете взаимных требований учреждение оплачивает сумму за работы за вычетом пени. Какими корреспонденциями счетов в учете бюджетного учреждения необходимо отразить удержание пеней путем уменьшения суммы вознаграждения по контракту, источником оплаты которого являются средства субсидии на иные цели? Как отразить данную операцию в Плане финансово-хозяйственной деятельности (ФХД)?

В бюджетном учреждении подрядчик выполнил работы по капитальному ремонту кровли за счет средств КФО 5 с нарушением сроков. На основании соглашения о зачете взаимных требований учреждение оплачивает сумму за работы за вычетом пени. Какими корреспонденциями счетов в учете бюджетного учреждения необходимо отразить удержание пеней путем уменьшения суммы вознаграждения по контракту, источником оплаты которого являются средства субсидии на иные цели? Как отразить данную операцию в Плане финансово-хозяйственной деятельности (ФХД)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма пеней подлежит отражению на "основном" лицевом счете бюджетного учреждения путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке. Если обязательства были приняты по КФО 5, в то время как начисление пеней отражено по КФО 2, то операции по зачету путем прекращения встречного требования отражаются с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Зачисление на "основной" лицевой счет бюджетного учреждения удержанной суммы отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141), а выбытие с отдельного лицевого счета этих денежных средств - в качестве увеличения по забалансовому счету 18 (КВР 243, КОСГУ 225).
Доходы в виде штрафов, возмещения ущерба (в том числе включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров)) указываются в строке 1310 раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД. Расходы на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта следует отразить в строке 2630 раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД.

Обоснование вывода:
Отметим, что при рассмотрении конкретной ситуации прежде всего необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии. Это объясняется тем, что среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов, пеней, поступивших (удержанных из суммы предстоящей оплаты) бюджетному учреждению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами (договорами), заключенными за счет целевых средств.
В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного однородного требования. Зачет встречных требований о взыскании долга и неустойки осуществляется, если данная возможность предусмотрена сторонами в договоре (контракте). При этом, как правило, заказчик вправе производить оплату по договору (контракту) за вычетом соответствующего размера неустойки, штрафа, пени (смотрите письмо Минфина России от 28.08.2020 N 24/03-08/75651).
При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (КФО 2) (письмо Минфина России от 02.04.2020 N 09-07-07/26162).
Операции со средствами, полученными бюджетным учреждением в рамках приносящей доход деятельности, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе (код счета 20 в соответствии с подп. "а" п. 5, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, далее - Порядок N 21н). Средства, полученные в виде пени (неустойки) по договорам (контрактам), являющиеся доходами бюджетного учреждения, используются таким учреждением в соответствии с Планом ФХД.
В свою очередь, учет операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, осуществляется на отдельном лицевом счете (код счета 21 в соответствии с подп. "б" п. 5, п. 8.2 Порядка N 21н, ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Следовательно, при оплате бюджетным учреждением договора (контракта) за счет средств целевой субсидии денежные средства в размере удержанной суммы пеней подлежат перечислению на "основной" лицевой счет (код счета 20).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма пени, учтенная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
На основании п. 109 Инструкции N 174н суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 2 209 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" и кредиту счетов 2 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)", 2 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" (смотрите также письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923).
Следует учитывать, что если обязательства были приняты за счет иного источника финансового обеспечения деятельности, в то время как начисление пени отражено по КФО 2, то операции по зачету неустойки путем прекращения встречного требования отражаются с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (пп. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Удержание штрафных санкций из суммы вознаграждения исполнителя не предполагает движения денежных средств между учреждением и контрагентом, но предполагает движение денежных средств между лицевыми счетами учреждения, поэтому в учете операции поступления и выбытия денежных средств отражаются по забалансовым счетам 17 и 18, открытым к счетам 0 201 01 000. Вместе с тем операции по движению денежных средств между лицевыми счетами учреждения в рассматриваемой ситуации не являются операциями по привлечению денежных средств за счет иного источника финобеспечения деятельности учреждения. Поэтому отражать соответствующие показатели на забалансовых счетах 17 и 18 (КОСГУ 510 и 610), открытых к счету 0 304 06 000, в данном случае не требуется.
Обратим внимание, что при перечислении суммы неустойки с отдельного лицевого счета на "основной" лицевой счет выбытие денежных средств отражается по тому же КВР и КОСГУ, что и оплата основного долга по контракту. При этом поступление денежных средств на лицевой счет с кодом 20 по своему экономическому содержанию является доходом от неустойки и при отражении средств по забалансовому счету 17 применяются АнКВД 140, КОСГУ 141.
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н). Кроме этого, муниципальное бюджетное учреждение при составлении и утверждении Плана ФХД должно руководствоваться порядком, утвержденным органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, п. 2 Требований N 186н).
В соответствии с п. 18 Требований N 186н доходы в виде штрафов, возмещения ущерба (в том числе включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров)) указываются в строке 1310 раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД. А расходы на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта отражаются в строке 2630 раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД.
Таким образом, операции по удержанию сумм предъявленных контрагенту санкции (неустойки) с одновременным исполнением обязательств учреждения по договору, подлежащему оплате за счет средств субсидии на иные цели, могут быть отражены в учете бюджетного учреждения следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 40 141 (2 401 10 141)*(1) - контрагенту предъявлена сумма пеней в соответствии с условиями договора (контракта);
2. Дебет 2 401 40 141 Кредит 2 401 10 141 - при зачете признаны доходы текущего года, если ранее доходы от неустоек были приняты как доходы будущих периодов;
3.1 Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х;
3.2 Дебет 5 302 25 83Х Кредит 5 304 06 732*(1) - отражено погашение дебиторской и кредиторской задолженности на сумму удержанных пеней зачетом встречных требований;
4.1 Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610 (Увеличение по забалансовому счету 18, КВР 243, КОСГУ 225);
4.2 Дебет 2 201 11 510 (Увеличение по забалансовому счету 17, АнКВД 140, КОСГУ 141) Кредит 2 304 06 732 - сумма пеней перечислена с отдельного лицевого счета учреждения на "основной" лицевой счет;
5. Дебет 5 302 25 83Х Кредит 5 201 11 610 (Увеличение по забалансовому счету 18, КВР 243, КОСГУ 225)*(1) - перечислено вознаграждение контрагенту за вычетом предъявленной суммы пеней.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

_________________________________________
*(1) Вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.